margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Новый год, полный неожиданностей_6. Музейное пространство

Пространство музея оказалось недостаточно теплым, особенно на первом этаже. С двором его соединяют пафосные стеклянные двери, который довольно хорошо пропускают сквозняки. А я еще сняла свой теплейший тулуп, и мне показалось, что в своем свитере и штанах я просто голая.
Надо было срочно врываться во внутренние помещения музея!
На первом этаже располагалась инсталляция космонавта Леонова "Жена космонавта". Но я, честно говоря, НИЧЕГО в ней не поняла. Причем там была заумная пояснительная записка, которая говорила о том, что фрагмент фильма с Джонни Деппом, фотографии женщины с шариками, каталог мебели советского времени и серия фоток с какими-то помехами напрямую, но очень хитро связаны в какой-то мыслесмысл. Я очень уважаю космонавта Леонова, но даже это не помогло мне врубиться в то, что происходит. Поэтому с чувством выполненного долга я сбежала на второй этаж, даже не сделав ни одной фотки на этой экспозиции. Да, что вообще можно снимать, я поняла только на втором этаже, увидев "бесстыдников со смартфонами". В отличие от обожаемой мною "Эрарты", тут никто на стене не написал, мол, фоткайте сколько угодно, упыри. Э... ну может, ссылка на инстаграм музея была намеком? Не знаю.
На втором этаже было потеплее, к тому же я нашла туалет, и мне стало совсем хорошо. Ну а что? Для туриста и такие мелочи важны!
Но вернемся к искусству. Здесь я вступила на выставку, именуемую "200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века". Скажу сразу, она мне ОЧЕНЬ понравилась. Видимо, потому, что я некоторым образом имею отношение и к писанине, и к книгопечатанию, и к изучению природы текста. Жаль только, что я страшно далека от "самиздатовской" литературы, никогда ее толком не читала и не ценила, поэтому целый пласт выставки был интересен - но непонятен. Как я уже говорила, мой литературный ум застрял где-то в Серебряном веке и прибывает там, а вот все эти ГУЛАГи, НКВД по ночам, аресты книг и ранняя эмиграция страшно от меня далеки. Что, конечно же, характеризует меня, а не достоинства или недостатки выставки.
В общем, несколько залов, и в них выставлено все, что имеет отношение к печатной машинке. Оформление лаконичное и местами весьма оригинальное. Например, пояснительные надписи сделаны в виде панно, состоящего из листов А4, на которых крупным шрифтом напечатан текст. Вот, например, в целом о выставке (это висело на стене, как картина):
IMG_6044.JPG
IMG_6045.JPG
Собственно, пояснение исчерпывающее, мне даже и добавить нечего (снимаю шляпу, это очень достойно написано). Выставка про печатную машинку и про ее удивительную литературно-политическую судьбу в нашей стране.
Я так понимаю, я выставку прошла задом наперед, но ее, в принципе, можно смотреть в любом порядке, потому что залы скомплектованы продуманно.
Первый зал, в который я попала, был увешан по стенам картинами какой-то художницы, посвященными машинке (они мне не понравились), а посередине его стояла световая тумба, на которой лежали... копирки.
IMG_6012.JPG
Вот уж повод почувствовать себя старой! Такая элементарная вещь, которой мы все недавно пользовались (не прошло и 20 лет, ручаюсь!), лежит в музее под стеклом. А рядом висит пояснительная надпись, что раньше считалось, что по копирке можно определить исходный текст, поэтому их нередко уничтожали в целях секретности. Ах, первый копировальный аппарат... А ведь злодеи со смартфонами даже не знают, что это такое...
Следующий зал был посвящен Александру Гинзбургу и его самиздатовскому журналу "Синтаксис". Гинзбург открыл многих поэтов, которых мы сейчас хорошо знаем (Ахмадуллина, Бродский, Окуджава и т.д.). А Гинзбурга в 1960-м кровавая гэбня отправила в лагеря на два года. А в 1995 году та же гэбня отдала самиздатовкие стихи, и теперь их выставляют в музее.
IMG_6010.JPG
Надпись в левом углу: "Изъято при обыске", дата, подпись... Своеобразный способ сохранять культурное наследие...
В следующем зале я начала слегка повизгивать от восторга, потому что там были самиздатовские книжки! Кстати, смех смехом, а я никогда в жизни их не видела. Вот мы твердим: "самиздат, самиздат", а какой он - и не знаем. Вот, смотрите, это ж красота!
А. Солженицын "Один день Ивана Денисовича", перепечатка с книги, вышедшей в 1963 году. Книги достать было невозможно, и поэтому те, у кого они были, их перепечатывали и давали почитать знакомым. Думаю, что зачастую небесплатно.
IMG_6014.JPG
А это булгаковские "Дни Турбиных". Их печатала жена Булгакова, для распространения в литературных кругах и переправки за рубеж. Принцип прост: если твою книгу не печатают издательства, издай ее сам! Нам сейчас с интернетом таких проблем не понять. Хотя, кто знает, может, такие времена еще вернутся... У вас есть печатная машинка, а?
IMG_6018.JPG
А вот самиздатовская обложка.
IMG_6024.JPG
Сделана из черт знает чего, почти что из открыток и изоленты...
Кстати, вы пытались собственноручно сделать книгу? Кажется, это просто. А на самом деле книга, особенно переплет - штука сложная. Особенно переплет, особенно если книга объемная, ууу!
Еще один зал был посвящен, скажем так, художественным возможностям печатной машинки. Тут переплелись воедино слова (структура текста) и изобразительное искусство. Слова шли вдоль и поперек, по диагонали, ими рисовали картины и портреты, и я действительно поразилась тому, как можно виртуозно владеть технологией печатания на машинке.
Вот, например:
IMG_6026.JPG
Я даже представить себе не могу, как это сделано.
Вот эта понравилась, с юмором:
IMG_6028.JPG
Слова: "Ура" - товарищи! Наше дело правое, мы - победим!" (в круге - подписи официальных лиц, подтверждающих напечатанное).
Были еще портреты, фигуры, узоры и т.д.
IMG_6036.JPG
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments