margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

"Сон в летнюю ночь" от "Мастерской П. Фоменко"

Вчера удалось побывать на прямой трансляции спектакля. Я считаю это удивительной удачей, потому что давно косила глазом в сторону театра "Мастерская П. Фоменко", но возможность сходить на одну из его постановок представлялась, понятное дело, весьма туманной по той простой причине, что я живу в Казани, а ехать в Москву - это, знаете ли, целое приключение. А тут такой подарок от проекта Theatre HD (всецело рекомендую, вот их сайт с афишей для разных городов - http://www.theatrehd.ru).
coolconnections.ru_3.jpg

О том, что "это есть хорошо", я знала еще и потому, что мы в свое время посмотрели в кинотеатре лондонскую постановку "Франкенштейна", и впечатления от того опыта живы во мне до сих пор, настолько это было мощно.
Суть проекта в том, что спектакли показывают на большом киношном экране. А в последнее время изыскали техническую возможность производить показы буквально "в приямом эфире", что, конечно, добавляет чувства сопричасности. Сидя в кресле кинотеатра, забываешь, в каком ты городе, кто ты вообще, а кроме того, совершенно неважным становится язык постановки, тем более что иностранные спектакли идут с субтитрами.
Впрочем, вернемся к "Фоменкам". Вчерашний их показ проходил, насколько я понимаю, в рамках нескольких номинаций на "Золотую маску". Не знаю, просматривало ли их жюри вчера, но играли, на мой взгляд, великолепно. В зале, судя по всему, были почти "все свои". Мы, например, узнали Калягина. Не исключаю, что были и ветераны, и молодые студенты. Удивительная фантасмагория постановки, в рамках которой актеры бегали, летали, скакали по залу, а также забирались на балконы, захватила зрителей и понесла в водоворот веселья, сказки и волшебства. Фраза, я понимаю, шаблонная, но где же найти слова в моем бедном лексиконе, чтобы описать чудо?
Знаете, я боюсь пафоса в театре. Казалось бы, сам факт театральной поставновки его предполагает и даже привествует. Условность, помноженная на 10 и положенная на пафос (ведь надо существовать в совсем других временах и нравах, при том, что пространство театра и декорации ограничены, компьютерных спецэффектов нет, все по-старинке: "на пальцах" надо объяснить зрителям другую эпоху и довольно сложные переживания геров). Но "Фоменкам" во главе с режиссером и при поддержке костюмеров, декораторов, музыкантов, хореографов удалось создать удивительно живой, прозрачный, дышащий и добрый мир. Без пафоса и фальши.
Признаться, когда в первой сцене актеры вышли на сцену в белых кружевах и на котурнах (сандали, характерные для греческого театра), а потом стали строить повествование, пластикой изображая античные статуи, я слегка испугалась.
seasons-project.ru.JPG
Гермия и Лисандр в Афинах
Неужели весь спектакль будет так? (Параллельная мысль: ахаха, ясно, с кого наш качаловский спектакль "срисовал" свою "Женитьбу Фигаро" в белых костюмах!) Впрочем, подумала я, и так жить можно, если режиссер видит историю подобным образом - что ж... Тем более что актеры (ах, эти ЧУДЕСНЫЕ актеры!) довольно легко смогли разъяснить зрителям суть: встали на котурны - стали официальными жителями Афин, упали с них - и вот уже живые люди со своими страстями. Наверное, ощущение страха рождалось еще и от того, что опасливо было: как бы кто ногу себе не сломал, упав с этих "почти ходуль"...
Вообще, раз уж речь зашла о хореографически-пластическом решении спектакля, стоит отметить, что технически для актеров оно довольно сложно. Кроме сцены на котурнах, им еще предстоят многочисленные полеты и прыжки, потому что в спектакле активно используются акробатические приемы. Я не знаю, как точно называется этот практически цирковой жанр, когда люди летают, заматывая руки и ноги в ткань, но это было оно.
vm.ru.jpg
Ткань - наряду с ЧУДЕСНЫМИ актерами - полноценный деятель в этой постановке. Она оформляет сцену (боже, как это гениально, право, изобразить лес при помощи нескольких узких полосок легкой ткани!), она держит актеров во время полетов, она укрывает их и в нужный момент являет зрителю...
coolconnections.ru.jpg
Оберон в волшебном лесу
Недаром те несколько эльфов, которые являются частью истории, изображены как колыханья легчайшей материи.
vashdosug.ru.jpeg
Титания со своими эльфами
Вообще в плане всего этого сценического колдовства, полетов и прочих чудес спектакль напомнил "Цирк Дю Солей". Видимо, практика смешения театрального и циркового очень популярна нынче у постановшиков. Но этот язык и правда очень богат, ярок, и весьма подходит для рассказа такой искрометной истории как "Сон в летнюю ночь".
Особо необходимо отметить визуальную составляющую спектакля. Он как будто соткан из тончайшей материи, из которой выходят скульптуры актеров. Костюмы - минималистичные, но великолепные. Свет - прекрасный, создающий миры (Луна как бубен - это нечто!). Музыка - живая, насколько я понимаю (особое уважение к музыкантам, которые болтаются где-то под потолком, да еще умудряются играть на скрипках и арфах, это ведь играют именно они?). Остальная музыка, оформляющая спектакль, не выпирает. Признаться, я ее вообще не замечала. А это тоже показатель качества: значит, хорошо вписалась.
kudago.jpg
Титания и ее новый "возлюбленный" в волшебном лесу. Наверху - музыканты.
Здесь, после стольких абзацев текста, стоит открыть страшную тайну: я не читала шекспировское произведение. Поэтому (да, вы будете смеяться) все происходившее на сцене стало для меня настоящим откровением. Вы себе не представляете, как интересно было следить за разворачиванием этой истории! Тем более что три ее довольно разные части были пришиты друг другу так мастерски, так гармонично перетекали друг в друга, что не возникало никакого дискомфорта. От сцены на котурнах в "официальных Афинах" мы перешли в лес, наполненный божествами и духами (причем лес мне представился вовсе не греческий, а наш, русский, дремучий :), а затем, после разрешения любовных коллизий - обратно, в город, где и посмотрели уморительнейшее из представлений, состряпанное афинскими мастеровыми.
Если первая часть вызвала легкое недоумение, но и уважение по поводу ее постановочного решения, то две вторые ввергли в полный восторг. Вторая была наполнена волшебством, любовными переживаниями и смогла полностью раскрыть весь актерский диапазон. Третья же часть чуть не доконала нас, говоря простым и понятным языком, потому что мы смеялись до сипоты. Капустник, устроенный в ней (нет, правда, играли как будто для своих!) - я даже не знаю, как это выразить... Он был настолько естественен, насколько и нелеп. Зрителю даже и в голову бы никогда не пришло, что можно реально изобразить такое "безобразие" на сцене, да еще и с таким удовольствием.
coolconnections.ru_2.JPG
Вот, фрагмент из третьей части, Лев и Бородатая женщина у "Могиля Нюни". Даже по фото все понятно :)))
Кстати, о естественности. Я представляю, сколько энергии надо было потратить актерам на этот спектакль. Мало того, что он идет больше 3 часов, наполнен трюками и довольно сложной пластикой (чего стоит только сцена, где Деметрий и Елена поочередно носят друг друга, да, она носит его!), так его играют настолько искренне, без малейшей тени того самого пафоса, о котором я писала в самом начале, что, понятно, это стоит больших усилий. Ведь, как показывает практика, чтобы сделать что-то, кажущееся простым, надо очень много трудиться.
Что касается самих актеров, то о них писать просто бессмысленно. Потому что их работу можно только бесконечно хвалить. Я давно не видела... нет, не так. Я НИКОГДА не видела постановки, в которой актерский состав был бы настолько гармоничен. И дело не в том, что актеры подходят друг другу в плане внешности, пластики или других технических характеристик (хотя и не без этого). Нет, я говорю о том, что они удивительно равномощные. Нет в спектакле проходных персонажей! Нет ощущения, что вот это звезда, а остальные лишь ей подыгрывают, стремясь не померкнуть в лучах мэтра. Нет! Все играют - и играют хорошо. Может быть, глупо такое писать по отношению к столичному театру, может быть, они все такие? Ну нет. В Санкт-Петербурге, например, сколько смотрели спектаклей (аж из ушей полезло), всегда было видно, кто из актеров уже "заслуженный и народный", а кто еще не дождалсясвоего часа. У "Фоменок" такого нет.
Господи, да и как может быть какой-то перекос, вы только посмотрите на эти имена! Карэн Бадалов, Галина Тюрина, Кирилл Пирогов, Андрей Казаков (ему особая благодарность вот за это):
thr.ru.jpg
Снова Титания и снова ее "возлюбленный", он же ткач, в волшебном лесу
Мы, нетеатралы, знаем их всех по кино. В театре они великолепны. Все же не зря говорят, что актер, где бы он ни снимался, ДОЛЖЕН играть на сцене. А молодые актеры - уже обожаемая зрителями, номинант на "Золотую маску" Ирина Горбачева, а также Юрий Буторин, Серафима Огарева и Александр Мичков - не уступают мэтрам. Ну а Амбарцум Кабанян, так напоминающий Эндрю Гарфилда, но играющий бесконечно лучше него, - это просто открытие. Этот человек просто создан для театра. Его герои благодаря актерской харизме исполнителя как раз и стали связующим звеном всего спектакля.
(и несмотря на свой голубоватый вид,
актер женат, и двух (иль более?) детей растит)

Ну и напоследок - неожиданный кадр, найденный в просторах интернета :)
buro247.ru.jpg

Что можно сказать? Надо ли ходить на кинопоказы спектаклей, несмотря на то, что они стоят 450 рублей? Надо. Тем более что билеты в настоящий спектакль... ого-го! Плюс прибавьте билеты до Москвы и цену на проживание :)
Надо ли идти в "Мастерскую П. Фоменко", если предоставится возможность? Ну конечно, надо, тут даже говорить не о чем.
Tags: "Сон в летнюю ночь", Мастерская П.Фоменко, кино, пазитифф, театр
Subscribe

  • Сегодня же суббота!

    "Обожаю", когда коллеги пишут мне в выходной что-то про работу. Да еще с претензиями. Ой, как меня это бесит! А правильная реакция другая:…

  • Средневековье здесь и сейчас

    Когда я была еще умной тетенькой и читала книжки, одним из моих любимых писателей был Умберто Эко. Он автор "Имени розы", еще кучи книг,…

  • Тихой сапой

    Ползком обрабатываю питерские фотки. Их не так уж и много (ага, ага), но что-то я подрастеряла способность фигачить, как комбайн. То работать надо,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments