margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Город в стиле лофт

Оригинал взят у liseykina в Город в стиле лофт

Финский Тампере вполне мог бы стать очередным серым безликим промышленным городом, каких сотни в разных странах и все они похожи друг - друга - серые фабричные корпуса, все полузаброшенное потому что в Китае производить дешевле, жители уезжают потому, что работы нет, а некогда процветающий город приходит в уныние. Но это все не про Тампере. Невероятным образом городу удалось избежать превращение в нечто серое-грязное-пыльное и полуразрушенное, а стать уютным городом в стиле лофт где даже современные здания строятся таким образом чтобы соответствовать промышленному стилю 19 века. А фабрично-заводская архитектура стала отличительной чертой города.


Тампере - молодой город, тут нет никаких средневековых достопримечательностей и дворцов с вензелями, все сугубо промышленное, индустриальное и утилитарное. Место между двух озер Нясиярви и Пюхиярви с перепадом высот в 18 метров оказалось очень удачным для строительства плотины в 1775году. А где плотина, там и мельницы, позже мельница превратилась в турбину которая вращала вал, а вал передавал вращающий момент станкам. И понеслось.


К середине девятнадцатого века половина индустриальных мощностей страны была расположена в Тампере. Все инновационные разработки двадцатого века - первый финский автомобиль и паровоз, первая электрическая лампочка в Скандинавии и первый в мире коммуникатор, появились в первую очередь именно в Тампере.

В 1844 году на восточном берегу порога была построена маленькая доменная печь, потом механическая мастерская и хлопчатобумажная фабрика. В 1861 году они объединились в Хлопчатобумажно-железноделательное акционерное общество. На предприятиях Тампере в 70-х годах XIX века производили турбины, паровозы, машины, но, прежде всего, ткани. В конце XIX века половина рабочих Тампере трудилась на трех крупнейших предприятиях: хлопчатобумажных фабриках Финлейсон (Finlayson) и Лапиниемминен (Lapinnnieminen) и льнокомбинате. Уже во второй половине XIX века Тампере был городом с самым большим в Финляндии процентом рабочего населения, причем среди рабочих было очень много женщин и детей, а фабрика Финлейсон превратилась в своеобразный город в городе - там были и фабричные корпуса, и школы, и общежития для рабочих, и театр.







Из-за политической активности рабочих город называли «красным Тампере». Во время гражданской войны в Финляндии (Suomen sisällissota, 28 января — 15 мая 1918 года) пролетарский Тампере был важным центром красной обороны. С политической историей рабочего Тампере несомненно связан музей Ленина, который существует с 1956 года именно в 37 Тампере потому, что здесь 1905 году состоялась таммерсфорсская партконференция РСДРП, на которой впервые лично встретились В.И. Ленин и И.В. Сталин. Конференция проходила полулегально в так называемом Рабочем доме, который незадолго до того построили на собственные средства финские пролетарии. На эту тему тоже есть музей, а в нем даже памятник Ленину



Индустриальная мощь города и большая роль текстильного производства стала причиной, почему Тампере начали называть «северным Манчестером» или «финским Манчестером». Но местные жители не очень радовались такому сравнению - в 1938 году газета «Таммеркоски» писала: «когда Тампере называют финским Манчестером, легко возникает ложная картина, совсем к нему не подходящая. Тампере — это не дымный, черный от угольной копоти город с мрачными кирпичными стенами, напротив, он светлый, чистый и красивый».




Но самое удивительное, что даже сейчас, когда в городе осталась только одна работающая фабрика - целлюлозная, тут не стремятся переделать и разрушить свою индустриальную историю, а сохраняют и развивают ее.
Двигатели и маховик которые давали энергию станкам на фабрике Финлейсон отчищены до блеска, а вокруг них сделан музей. Да-да, именно музей вокруг двигателя. а не "все разобрать, увезти, сделать магазин в центре города", больше того - вход в музей бесплатный.




А в самом музее станки с прядильной фабрики. И складывается впечатление, что если знать как, то можно легко взять и сплести кружева или связать носки - все поддерживается в рабочем состоянии.




А сами станки больше похожи не на механические машины, а на какие-то замысловатые и удивительные кинетические скульптуры которые могут двигаться и жить своей жизнью.


Машинка для вязки чулок и носков



И еще одно образцово показательное место, показывающее отношение финнов к своей истории - небольшой музей локомотивов Veturimuseo, расположенный в небольшом городке Akаa в пригородах Тампере. Тут в здании старого паровозного депо руками энтузиастов восстановлены и поддерживаются в рабочем состоянии разные локомотивы, работавшие и выпускавшиеся в Тампере и окрестностях. И удивительно, не только то что практически все они на ходу и могут передвигаться самостоятельно, а то в каком состоянии она находятся. Техника восстановлено до такой степени, что там ни одной пылинки нет и ни одной капали масла.

Вот этот агрегат работал на военной морской базе в Турку до 1989


и даже управляется со штурвала


А этот работал на одной из фабрик в Тампере



А кабина огромного паровоза VR2 NRO 964 "ANKKA" отчищена до такой степени, что больше напоминает какой-то замысловатый экспонат из музея современно искусства, чем кабину работающего паровоза.





Но вернемся в город.
Современный Тампере это уютное переплетения узких фабричных улочек и проходов, набережных, замысловатых озер и проток между ними.
В семидесятые годы в городе было около тридцати семи тысяч рабочих, через двадцать пять лет осталось менее половины этого числа. По плану, подписанному мэром Тампере в 1995 году, около шестидесяти тысяч квадратных метров площадей старых заводов были защищены от сноса. В это же время, впервые в истории страны, индустриальный центр города, включая знаменитый "город в городе", фабрику Finlayson, был признан национальным достоянием. При этом заводские площади были превращены в офисные пространства, музеи, художественные галереи, театры, школы, научные центры, спортивные комплексы, небольшие обслуживающие компании.
При этом индустриальный стиль сохраняется не только внешне, но и внутри. Все что можно было оставить от производственных помещений отчищено, покрашено и оставлено на своих местах.



По бывшим заводам и фабрикам можно ходить, многие из переоборудованы в кафе, рестораны и торговые центры, но властям города удалось очень хорошо соблюсти грань между коммерческими и социальными объектами.








Тампере удивительный город, которому удалось не только сохранить свою индустриальную историю, но благодаря трепетному и вдумчивому подходу к преобразованиям сделать свое индустриальное прошлое визитной карточкой города. Той фишкой которая делает город особенным и позволяет выделиться из множества других промышленных городов. Мало того, по опросам общественного мнения, в 2012 году Тампере занимает первое место по уровню привлекательности для проживания среди финских граждан.

Сайт музея локомотивов - http://www.veturimuseo.fi/veturimuseo/
Сайт рабочего музея Тампере - http://www.tyovaenmuseo.fi/


web site traffic statistics





Эта поездка прошла при поддержке управления по туризму региона Тампере


Subscribe

  • Залив с яркими красками

    Бросила сегодня квартиру с уборками и готовками, села на автобус и уехала на Волгу. Река практически полностью оттаяла, лишь в заводях остались снег…

  • Лучшее проявление весны

  • Нуар

    Не можешь вытащить фотку из темноты? Жесткие тени, много черного? Что делать? Сдаться. И погрузить фотку в еще бОльшую тьму. Мне нравится.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments