margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

"Чудо на Гудзоне". Must see

Ну что ж, несмотря на свою замшелую лень, я все же сходила на фильм.
Что могу сказать? Его нужно посмотреть. Желательно. Объясню, почему.
Во-первых, он о реальной истории и о реальных героях. Мы так привыкли к супергероям из комиксов, а их неубиваемость уже порядком надоела, и простые люди на экране смотрятся как глоток свежего воздуха. Конечно, это история Пилота с большой буквы, недаром в английском фильм назван его именем - Sully. То, что совершил в тот день Чесли Салленбергер (тот самый Салли), - это просто чудеса профессионализма. Я тут почитала отзывы, и выяснила, что в фильме его личность якобы нивелируется на потребу истории, но с такой оценкой я не согласна. Да, не показано, как он собачится с женой или льет слезы за рюмкой водки, или бьет морду какому-нибудь чиновнику, желая восстановить справедливость, - но это и не нужно, потому что реальный Салли и не делал этого никогда. Он, обычный необычный человек, просто делал свою работу, и благодаря тому, что он делал ее профессионально, системно и взешенно, ему и удалось спасти тогда столько жизней (включая свою). Стоит особо отметить, что он не просто хороший, опытный пилот, но еще и очень умный дядька.
Конечно, и Том Хэнкс, сыгравший Салли, и Аарон Экхарт, весьма колоритно и, на мой взгляд, успешно, исполнивший роль второго пилота Джеффри Б. Скайлза, справились с задачей, и из довольно занудных ситуаций и диалогов смогли вынести на свет божий действительную внутреннюю мощь и благородство этих людей. Да, может быть, с елеем местами и переборщили в этом фильме, но, боже мой, как бы хотелось верить, что такие люди, не картонные персонажи, профессионалы, действительно существуют в нашем мире. Пафос? Да. Но душеспасительный, а не в виде жевачки, когда смотришь фильм про очередного супермена. А взгляд героя Экхарда из снижающегося самолета на Гудзон, полный ужаса, осознания скорого конца и все же надежды - это просто находка этой картины.
Во-вторых, этот фильм хорош тем, что в нем доходчиво и при этом с профессиональными тонкостями рассказана история довольно серьезного и, можно сказать, уникального авиационного происшествия. Самолеты, слава богу, падают не каждый день. И далеко не каждый день приводняются. А уж случаев, когда они приводняются так, чтобы никто не погиб - вообще по пальцам одной руки пересчитать.
И вот эту тему мне хотелось бы развить.
Я, конечно, ни разу не пилот и не эксперт по авиационной безопасности, но в свое время мне приходилось сталкиваться с новостями о катастрофах и о том, как они расследуются. Однажды на МАКСе меня не помню каким ветром занесло на пресс-конференцию-брифинг-заседание, посвященное авиационной безопасности, и там как раз разбирали одну катастрофу. Помните, в Перми "Боинг" разбился? Так вот, именно этот случай и разбирали. Конечно, это было не "судебное" заседание, как в "Чуде на Гудзоне", это был скорее мастер-класс для экспертов, своего рода междусобойчик. И там показывали восстановленную версию событий: на экране транслировалось изображение самолета и окрестностей, а субтитрами и через колонки передавались переговоры экипажа и диспетчеров. До самого момента крушения. И знаете, такое, пожалуй, никогда не забудешь. Как будто сама там побывала. И это так страшно! Сегодня я вспомнила тот случай, когда в фильме раз за разом показывали полет и уточняли обстоятельства (да, на третий раз стало немного напрягать, но все равно было зрительсоке напряжение).
А обстоятельства действительно уникальные. В фильме об этом говорится мало, но капитан Салли не просто очень профессиональный летчик, но и редкостный везунчик. Потому что посадить самолет на воду - это еще круче, чем посадить его на брюхо на взлетную полосу, например, при отказе шасси. По крайней мере, на ВПП нельзя утонуть (хотя можно сгореть, что тоже не айс). Опять-таки, в фильме этого не сказали и не показали, но по сути вода при такой скорости и массе самолета - это все равно что бетон. Люди, ныряя с большой высоты, при неправильном входе в воду ломают руки, ноги и даже шеи. То же самое и здесь.
Если бы самолет соприкоснулся с поверхностью воды под неправильным углом, это все равно, что он врезался в стену: он бы разрушился и затонул мгновенно, никто бы и пикнуть не успел. Нам кажется, что самолет - это такая плоская и ровная махина, прочный механизм. Но это в штатном режиме. А если его использовать в корне неправильно, он вполне может развалиться на части (отпадают двигатели, крылья, хвост, рвется обшивка, про стекла я уж вообще не говорю). Стоит отметить, что капитан Салли сажал на воду по сути не самолет, а планер: двигателей не было, он летел только за счет скорости, набранной при взлете, и ни на что большее, кроме, пожалуй, попутного ветра, рассчитывать было нельзя. И, слава небесам, у него работала система управления (все эти закрылки и подкрылки). Если бы стопорнули и они - а птички и туда могли залететь, - это была бы верная смерть. И хорошо, что планер: если бы у самолета двигатели не разрушились, а были в рабочем состоянии, они бы при попадании воды могли взорваться (насколько я знаю). Если бы высота самолета была чуть меньше, чем тогда, он имел бы все шансы врезаться в мост. И в конце концов (за эту тему сценаристы уцепились, даже слишком): если бы капитан Салли принял другое решение и отправился на посадку в аэропорт, он бы врезался в одно или несколько городских зданий - и были бы жертвы, и много. Надо было не запаниковать, принять единственно верное решение, мастерски выполнить посадку и, конечно, грамотно эвакуировать людей из тонущего самолета. Здесь сошлось столько счастливых факторов, что у меня просто голова пошла кругом.
В-третьих, конечно же, это уже больше относится к смелости режиссера: Клинт Иствуд не побоялся взяться за тему самолета, падающего в Нью-Йорке. Он не побоялся провести намеренную параллель с 11 сентября 2001 года (чего только стоит сцена сна героя, когда его самолет действительно влетает в один из небоскребов, или фраза одного из авиационных чиновников: "Нам в Нью-Йорке не хватает хороших новостей о самолетах"). Может быть, слегка избыточно, но на американцев, думаю, эта параллель подействует: ведь ясно, каких последствий удалось избежать в тот день, ведь мы знаем теперь, что бывает, если самолет врезается в небоскреб... С другой стороны, есть в этом и известная доля великой грусти: в глазах Салли как будто читается скорбь о тех, кто погиб 11 сентября. Печаль Нью-Йорка, его способность противостоять бедам, сплоченность людей в трудной ситуации, уважение к долгу и человеколюбие. Иствуд как бы говорит: вот, посмотрите на себя, американцы, какие вы есть, какими вы можете быть и какими вы и должны оставаться. Да, опять немного пафоса, но ровно столько, сколько нужно. К тому же никто, слава богу, американским флагом не размахивает, все подается намеком, взглядами, жестами, долгими паузами... Как и должно быть при хорошей режиссуре.
В-четвертых, и это тоже все уже отметили, история, в принципе, проста. Взлетели, попали в переплет, выбрались из него. Но создатели фильма умудрились сделать своеобразный "технический детектив": был ли другой вариант развития событий? Не был ли риск Салли потенциально губительным? Не совершили ли пилоты ошибки, приняв работающий двигатель за неработающий? И то, как тщательно, технически выверенно специалисты (и сам Салли) ищут ответ на эти вопросы, импонирует мне как человеку, который не совсем профан в авиации. Зритель, конечно, может утомиться от бесконечного проигрывания одной и той же ситуации, от длинных разговорв с аббревиатурами, но мне все это очень понравилось. Это отличный ликбез, рассказ о том, что авиация - это сложнейшая вещь, что пилот - это не просто чувак в красивой форме, это умница, трудяга, спокойный и ответственный человек, не боящийся трудностей и отвечающий за свои поступки. И уважение вызывает в данном случае не способность крутить "мертвую петлю" (хотя и это умение, поверьте, многого стоит), а вот эта вот способность не впасть в панику, подумать о людях, проявить исключительную ответственность и заботу. Заметьте в фильме тот эпизод, когда Салли уходит из самолета последним. Он не единственный, ведь потом Салли не хочет уходить с причала, не убедившись, что все живы, а вечером никак не может снять летную форму - и не потому, что у него в гостинице нет халата, а потому, что он еще в этой ситуации, это все еще его ответственность...
СЕЙЧАС БУДЕТ ОЧЕНЬ ЖИРНЫЙ СПОЙЛЕР.
Интересно тут все. И сам механизм расследования. Меня, признаться, удивил тот факт, что пилотам, делавшим попытки повторить тот полет на симуляторе, не заложили время, нужное для принятия решения. Мне казалось, при воссоздании ситуации все параметры, в том числе и хронометраж, должны быть учтены. А тут почти полминуты времени были отринуты - так странно. Неужели так было на самом деле?
СПОЙЛЕР КОНЧИЛСЯ.
Итак, что мы имеем. Отличная история, неординарная, позитивная, доходчиво рассказанная. Актеры, которым веришь. Режиссера, который крепко держит процесс в своих руках, и держит зрителя в напряжении. Надо ли говорить, что этот фильм полон спецэффектами не меньше, чем сказки из комиксов? Просто мы не замечаем их, потому что нам кажется, что все просто. Это же детальное воссоздание полета, катастрофы и ее последствий. В конце, в титрах, показывают реальные фотографии того дня - и они вписываются в фильм так, как будто так и нужно. Я представляю, какую работу нужно было провести создателям фильма, чтобы добиться такого эффекта.
Резюме. Что ж, я настрочила тут довольно много букв. Вывод таков: фильм надо увидеть. Он не шедеврален, но хорош своей технической взвешенностью и человеколюбием. Широкий экран желателен, но не обязателен. Я бы попросила сходить в кинотеатр, просто чтобы кассовые сборы фильма были побольше - он того заслуживает. Ну и, конечно, побольше бы таких историй, таких людей - и таких фильмов.

Кстати, для тех, кому мало, можно еще "Изгоя" с тем же Томом Хэнксом посмотреть. Старый фильм, но там тоже самолет довольно красочно приводнялся. А еще есть фильм "Экипаж" (да не наш, не старый и не новый, а американский Flight) с Дензелом Вашингтоном. Он там как бы антипод Салли, очень хорошее кино. Больше навскидку не вспомню.

Tags: "Чудо на Гудзоне", Аарон Экхарт, Том Хэнкс, авиация, кино, пазитифф, размышлизмы, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments