margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Category:

Лингвистический детектив на фоне инопланетного пришествия

ВНИМАНИЕ! Текст полон спойлеров, так что если хотите смотреть фильм «Прибытие» и удивляться, не читайте этот пост.
Прибытие_kinokadr.ru_.jpg
Кажется, все уже написали про этот фильм, да? Я начинала его смотреть с застрявшей в голове фразой, вычитанной неизвестно где: «Это самый переоцененный фильм года». Но я особо ничего не ждала, и обрадовалась, когда мне понравилось. А потом с удивлением узнала, что режиссер «Прибытия» - Дени Вильнев. Тот самый, который снял один из моих любимых фильмов - «Враг» с Джейком Джиленхоллом. Кстати, то, что про «Прибытие» писали, я и не читала толком…
Вчера я находилась под таким впечатлением от фильма, в голове было столько мыслей, что я боялась, что не усну. А сегодня как-то подрастворилось, но я попробую собрать все это в кучу.

Удивительно, но я поймала себя на мысли, что жалею, что кино уже закончилось. Хотелось побыть в нем подольше, посмотреть, подумать.
Сюжет фильма поначалу кажется простым: на Землю явились 12 неопознанных объектов, и человечеству предстоит понять две вещи: 1) действительно ли это НЛО, и не решил ли кто из мировых лидеров начать маленькую победоносную войну, 2) если это пришельцы, то что им нужно?
С первым вопросом разобрались относительно быстро, обзвонив всех мировых лидеров и поинтересовавшись, не их ли это хреновины :) К тому же ученые-физики рассказали, что объект состоит из материалов, которых у нас нет. А вот со вторым пунктом вышла трудность: инопланетяне, которые стали пускать людей в свой корабль, известными нам языками не владели, а телекинез им сценаристы не придумали. С целью наладить контакт в помощь дяденьке-физику и толпе военных находят тетеньку-лингвиста Луис, которая, кажется, знает все языки мира: и фарси, и китайский (что само по себе удивительно!)
А дальше история, которая могла бы закончиться эпической войнушкой, наоборот, замедляет свой ход и погружает зрителя в атмосферу удивительных лингвистических приключений. Будучи заперты в узком пространстве «корабль пришельцев – лагерь военных» на поле на фоне красивых гор, мы вместе в Луис и физиком Йаном пытаемся пробиться сквозь пелену непонимания. И тут лично для меня начинается самое интересное (потому что я с детства люблю языкознание).
Нам милостиво объясняют базовые для ученых представления: что язык определяет наш образ мысли и что, чтобы задать сложный вопрос про смысл (то есть выйти на уровень абстракции), надо освоить великое множество простых слов. То есть фактически выучить язык. Самое интересное, и в этом одна из изюминок фильма, что (СПОЙЛЕР!) язык оказывается тем даром, который пришельцы принесли глупому человечеству. Вкупе с надеждой на мир и демилитаризацию наиболее агрессивных держав. Занятно, знаете ли, наблюдать за тем, что, вместо того, чтобы поубивать пришельцев и друг друга, китайцы, русские, американцы и, кажется, пакистанцы (WTF?) мирно договариваются о сотрудничестве… Русские в «Прибытии», кстати, не основные враги (потому что основные – китайцы), а всего лишь прилипалы к Китаю. Куда Китай, туда и мы! И на том спасибо...
Я так поняла, все дело в том, что создатели фильма – канадцы. Они почти как американцы, но менее прямолинейные. И, уж простите, поумнее будут. Что снимают американцы? Правильно, эталонный «День независимости», где люди пришельцам наваляли, причем уже два раза. Что снимают канадцы? Относительно сложную, многослойную картину про «игру с нулевым счетом» - про общение, в котором выигрывает каждая из сторон (тут спасибо фильму «Игры разума», в которой суть этой игры гениально объяснена Джоном Нэшем в исполнении Рассела Кроу). В «Прибытии» даже никто, кажется, не погибает (по крайней мере, мы этого не видим). Есть там загадочный эпизод про то, что умирает один из пришельцев – но и этого мы не видим. «Мир, дружба, жвачка», одним словом… Возникает только вопрос: если этот язык настолько сложен, то как же удалось так быстро его освоить? А та сцена, где героиня обходится вообще без всяких технических средств – и понимает пришельцев, вообще удивительна.
Второй слой повествования, еще один «дар» инопланетян, касается самой Луис. В процессе общения с этими существами (которые так напоминают любимых Вильневом пауков, буэээээ!) она обнаруживает в своем сознании некие «приходы», в течение которых видит будущее. Луис видит, как у нее рождается дочь, как она ее воспитывает – и как та умирает от рака (лекарство от которого пришельцы почему-то не предоставили, вот досада!) Героиня проходит долгий путь осознания того факта, что она видит будущее, да еще такое. А в конце фильма мы видим, как она кидается к физику (ну а к кому же еще?) в объятья, а тот, естественно, предлагает ей завести ребенка. В этот момент лично у меня начались флешбэки, отсылающие меня к фильму «Древо жизни» (уж не один ли оператор их снимал? Ответ – нет). Вот это все про ценность человеческого размножения… Получилось в итоге так, что инопланетные пришельцы, как ангелы Деве Марии, возвестили замученной Луис, что ей предстоит родить ребенка – а потом потерять его в борьбе с судьбой… Тут уж от лингвистики мы переходим к натуральной философии. К тому, что время нелинейно, что есть только вот это «всегда», в котором мы пребываем, пока живы. Как в фильме «Дежавю»: когда главного героя спрашивают, не боится ли он спасать девушку, рискуя жизнью, он отвечает: «Так я уже это сделал», намекая на то, что знает будущее. И Луис, наполненная не только печалью, но и любовью, решает следовать своей судьбе – и рожать, и жить, и радоваться, чтобы потом грустить.
Правда, слегка смехотворной мне показалась аргументация прилета пришельцев. Мол, через три тысячи лет нам понадобится помощь человечества, так что мы прилетели поапгрейдить вас до нашего уровня. Научим вас договариваться между собой. Смешно, ей богу! Лучше бы прилетели просто так, из интереса, поиграть в языковые игры.
Мне понравилась атмосфера этого фильма: в нее погружаешься и в нее веришь. К концу кино кажется естественным, что над Землей висит огромный корабль, а главная героиня бегает туда «в гости». Вообще визуальные решения фильма (вся эта полудымка, каллиграфия, формы), дополненные музыкой (которую слышишь, но не осознаешь) заслуживают капитального похлопывания по плечу, пальца вверх и фразы: «Чуваки, вы круты». Психика отдыхает. Это вам не «Мстителей» смотреть, от которых укачивает.
Отдельной похвалы заслуживает, конечно, исполнительница роли Луис Эмми Адамс. Она не боится выглядеть негламурной, измученной, даже старой. Все ее морщинки при ней, даже в вусмерть зафотошопленной сцене в корабле пришельцев. Ее героиня в общении с существами достоверна, видно ее страх, ее волнение – и ее желание постичь, наконец, истину. Эмми удалось сложить образ, сочетающий ученую, судя по всему, очень умную даму, которая хочет сделать карьеру чуть ли не в ЦРУ, с образом ранимой, трепетной, нежной и очень испуганной женщины.
Джереми Реннера, играющего Иена, я люблю просто так, поэтому он может просто ходить на экране туда-сюда, и мне понравится (что он и делает в сцене, где герои показывают пришельцам глагол «ходить»). Впрочем, его герой абсолютно вторичен по отношению к Луис, его задача – удивляться, слушать и поддерживать.
Пару слов благодарности надо сказать и Форесту Уитакеру: его военный – не салдафон какой-то, а вполне понимающий и сочувствующий человек.
***
Надо еще раз посмотреть это кино, наверняка в нем найдется что-то еще. И «Врага» пересмотреть, просто так.
Кстати, пока искала фотки к посту, нашла еще один фильм "Прибытие" с Чарли Шином. Я смотрела его в детстве, надо тоже еще раз оценить :)
А вот наше "Притяжение" на фоне таких фильмов выглядит, как анекдот. Я его не видела, но осуждаю :)
Еще: есть книга, на основе которой снят фильм - Тед Чан «История твоей жизни».
Статья про то, как начиналось это кино - здесь.


Мой вывод: фильм, безусловно, достоин просмотра. Он необычен и нетипичен для такого рода фильмов. Он умен и красив. Но несколько тягомотен, но этим грешит практически все хорошее кино.

Tags: "Прибытие", кино, рецензия, спойлер, фантастика
Subscribe

  • Поворот налево

    Я уже не знаю, каким уровнем паранойи надо обладать, чтобы не быть убитой в этой городе. Иду сегодня по тротуару вдоль большой, широкой улицы. Машины…

  • Залив с яркими красками

    Бросила сегодня квартиру с уборками и готовками, села на автобус и уехала на Волгу. Река практически полностью оттаяла, лишь в заводях остались снег…

  • От Мишукова - к тягостным размышлениям

    Есть такой артист, зовут его Владимир Мишуков. Очень интересная личность. Он сначала отучился на актера, потом на какое-то время ушел из профессии и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments