margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8

Отпуск. Кружочек по Европе. Часть 5. Прага-1

Местные соцсети пестрят сообщениями о массовой эвакуации в заведениях Казани, а я сижу дома и болею. Самое время продолжить летопись моих "скитаний" по Европе.
Сегодня довольно противоречивый рассказ о Праге.
***
Когда я ехала в отпуск, я почему-то думала, что буду каждый день высыпаться. Я вообще представляла это так: приезжаем в отель, где-нибудь вкусненько ужинаем, потом спим часов 12, а потом, позавтракав, неспешно едем дальше, совершенно не напрягаясь. Ну и чемоданы волшебным образом сами передвигаются от отеля к автобусу.
Не знаю, как я могла на что-то подобное рассчитывать. На самом деле график с утра был расписан по минутам: быстренько встать, мельком осознать, в какой ты сейчас стране, зафиксировать вид из окна отеля (да, это надо делать утром, потому что вечером ничерта не видно!), сбегать позавтракать, закрыть чертов чемодан и тащить его по лестнице вниз. Последнее было актуально для польского отеля, в котором мы ночевали: я жила на третьем этаже, а лифта там не было.
В остальном отельчик (я про себя назвала его "мотель", потому что он стоял на дороге в польской живописной  глуши недалеко от города Клодзко) был очень мил, а в утреннем свете так и вовсе походил на лучшее место на земле. Например, чего стоит идилический вид из окна моего номера:
С одной стороны рассвет:
С другой - белые коровки, а фоном - горы!
В какой-то момент я почти начала себя щипать, чтобы понять, реально ли это.
Завтрак стандартный - сыр, колбаса, сосиски, яичница, кофе. Еду тырить категорически нельзя, поэтому наедаемся до отвала, и тырим-таки яблоко. я со своей простудой выпила аж две чашки кофе, просто потому, что он ГОРЯЧИЙ.
Вообще очень уютное место. Пока грузились, можно было полюбоваться видом.
Пошла к Ивану приставать: а мы будем проезжать красивые места? Да. А мы будем там останавливаться, чтобы пофоткать? Нет. :((((( Губу надула ушла. Какой жестокий мужчина!
Сели в автобус, покатили. Первое время все, естественно, спали. Иван хороший гид: когда он чувствовал, что автобус дрых, он нас ничем не грузил. Но через какое-то время диктор победил в нем гуманиста, и он стал рассказывать нам, что в этой части Польши много курортов, как для общего здоровья, так и горнолыжных. Сюда едут те, кому в Альпы дорого и еще рано: горы здесь более пологие, трассы несложные, и можно спокойно тренироваться даже начинающим и детям.
Я села в атобус и сказала Ане, что, когда пойдет Чехия, начнутся замки на горах (помнила с прошлого раза), но, к моему удивлению, замки начались еще в Польше.
Когда мы учились в универе, у нас был забавный спецкурс: к нам приехала девушка-аспирантка из Питера, и на нескольких занятиях она нам рассказывала про нынешние французские элиты. В частности, она говорила, что многие семьи до сих пор владеют самыми настоящими замками, но на деле это не так круто, как кажется обывателям. Замки - средневековые оборонительные сооружения, в них нет никаких удобств, там сыро, холодно и неуютно. Жить там современным людям некомфортно, привлекать туристов могут не все, а содержание дорого, плюс налоги. Поэтому многие такие здания люди пытаются всячески продать государству, но и государство не знает, что с ними делать... В Польше мне вся эта инфа вспомнилась, но я не стала делиться ею с окружающими, потому что большая часть из них по-прежнему спала.
Ну а мы с Аней развлекались тем, что фоткали Польшу. Места там действительно красивые.
Мы ехали вдоль гор, через леса. Природа там почти как наша: те же травы, те же деревья, но все такое обихоженное! В лесах НИКАКОГО бурелома, даже ветки собраны в кучу (это хворост называется, мы про него только в сказках читали), обочины пострижены, как английская лужайка. Мусора нет нигде, кроме мест, где есть реальное производство или ремонтная база дорожников, но и там он строго регламентирован и лежит в аккуратных кучках. Поляки молодцы! Прям респект вам! У вас очень аккуратная страна, браво.
Ехали мы довольно долго, и видели много красоты. Захотелось в Польшу на курорт. Приехать в маленьких городок, гулять по нему, ходить в горы...
На границе с Чехией короткая остановка (регистрация автобуса? дань?), мы разминаем ноги. Вот стоит памятник пионерам, в чем суть - не поняла.
Отъехали от границы и попали в город Наход, там тоже есть замок.
Основная дорога через город была на ремонте, мы свернули в улочки, нам местные жители приветственно махали руками :)
Весьма уютный городок, сочетающий в себе и чешский, и советский образ жизни.
Поэтому мне и нравится путешествовать автобусом: можно посмотреть не только сиятельные европейские крупные города, но и проехаться по глубинке, по городкам, затерянных в лесах и горах.
На подъезде к Праге Иван нам раздал вот такие штуки:
Это туристическое радио :) Экскурсовод вещает в микрофон, на шее у нее передатчик, ну а у туристов приемник и наушники. Не надо орать в толпе. По идее, это очень удобно. Но только по идее, потому что эта штука постоянно фонила, шипела и разрушала мозг. К тому же экскурсовод, не обремененный обязанностью своим голосом охватывать ВСЮ группу, спокойно может уйти черт знает куда. Ты слышишь ее голос в голове, и тебе кажется, что она близко, а она уже свернула за угол и растворилась в толпе... Но мы об этом пока не знали, лишь разглядывали эти штуки, проверяли батарейки и учились включать.
Еще нам дали карту Праги, центральной ее части. Сразу стало понятно, что это чертов лабиринт. Но так как об основных достопримечательностях нам должна была рассказать экскурсовод, Ваня ограничился точным описанием места нашего отъезда и основного пути к нему - улицы Парижской.
Да, нам предстояла обзорная экскурсия, а потом 3-4 часа свободного времени.
Довольно быстро ввалившись в город, мы выехали на набережную Влтавы, и я сразу увидела его - собор святого Вите. В свое время этот собор сломал мою фотографическую психику, но об этом я расскажу чуть позже.
Слава богу, нам не пришлось топать километры до центра, автобус довез нас туда и уехал. Ну а Ваня показал нам, где платный туалет. И даже разменял нам монетки, у кого не было мелочи, за что я сняла с него обвинение в черствости и бесчеловечности.
Умывшись и взбодрившись, мы были готовы ко встрече с экскурсоводом. Пообещав встретить нас в конце экскурсии, Ваня свалил, ну а мы остались с местной женщиной и пошли в сторону старого города. На входе нас встречал почетный караул.
Его придумали специально для туристов.
Вообще в этих краях обитает и Президент Чехии, сказала экскурсовод, и не исключено, что он едет в машине, проезжающей мимом вас, а машин тут полно, и туристам неудобно ходить.
Чуть дальше была "проходная". Прага - единственный европейский город, в котором мы прошли полноценный досмотр. Здоровенный и очень симпатичный чех, прогнав меня через рамку металлоискателя, вежливо попросил меня показать сумку. Так как в ней в то время базировалась вся моя жизнь (телефон, зарядка к нему, фотоаппарат, сумка к нему, документы, два кошелька, яблоко, карта, записная книжка, платочек на случай замерзания, лекарства, ключи от дома...), то описать взгляд военного, увидевшего всю эту красоту, сложно. Давно он такого бардака не видел :)
Идем, идем, пара улочек, переходики, арка, и вот мы у цели:
Это собор святого Вите, и сейчас я объясню, почему он ломает психику фотографа.
Он очень высокий, но стоит на очень маленькой площади, и нет возможности отойти подальше, чтобы сфоткать его более-менее целиком. Можно, конечно, лечь на брусчатку, но, во-первых, это не поможет, а во-вторых, руссо туристо, облико морале, надо вести себя прилично. Мы же китайцы, в конце концов!
Не дав нам опомниться и немного освоиться, экскурсовод сиганула к собору, "пока нет большой очереди, и пока вообще открыто". Внутри я не была в тот раз.
Ну, это классическая готика.

Попадая в темноту собора и видя, как фотоаппарату тяжело работать без вспышки, я не раз вспоминала хороший фотик. Конечно, существовала призрачная возможность выпросить его с собой в отпуск, но я отбросила эти мысли: фотоаппарат, который стоит, как моя почка и весит, как моя башка, был бы не только отличным помощником в деле любования Европой, но и серьезной обузой. Его нельзя было бы бросить в рюкзаке на пляже, нельзя было забрызгать морской водой и приложить о перила моста, как я сделала со своим фотоаппаратом (и не раз, каюсь). Но! Возникло понимание, что мне нужен новый, более мощняцкий фотоаппарат на случай, если я не лезу в гору, не иду на пляж и не гуляю по мосту, а хочу пристойно снять темный, мрачный и совершенно невыносимый собор святого Вита...
Видя готический собор, мы все вспоминаем Нотр Дам де Пари. Собор святого Вита вполне укладывается в традицию, и кроме "башенной" части, у него есть еще внушительный "задник", покрытый копотью времен. Эти части готических соборов редко печатают на открытках и показывают в кино, но они есть!
Кто-то из туристов спросил, че ж все такое грязное, на что экскурсовод ответила, что, чтобы все это почистить, надо много денег, да и зачем, такой антураж! На фоне антуража снимали свадьбу.
Экскурсовод чуть ли не с презрением сказала, что свадьбу в Праге устраивают либо китайцы, либо русские.
Солнце с утра было великолепное.
Замечательное солнце!
Быстро полюбовавшись на Базилику святого Георгия, пошли на выход из Пражского града. Народу было полно, и всем надо было сделать селфи, так что на фотках у меня только лица, лица, спины...
У Старого королевского дворца я услышала в наушниках: "Простите, извините..." Наш экскурсовод, а за ней и мы протискивались через довольно плотную толпу людей, чтобы попасть в переход и на лестницу. Конечно же, мы спешили за ней, чтобы не отстать, но я не помню, чтобы толкала кого-то или била. И тут услышала за собой на чистом американском: "Смотрите, мы сразу можем отличить туристов из Восточной Европы от туристов с запада". Ага, экскурсоводше америкосов не понравилось, что ее слегка подвинули. Тут у меня случился, пожалуй, последний приступ политического гнева, навеянного пропагандой. Прекрасно услышав и поняв ее слова (а она явно на это не рассчитывала), я планировала ударить даму чем-то тяжелым, а потом сказать ей на своем английском, чтобы она не смела вякать на русских. Но потом я подумала о том, что не стоит палиться. Те америкосы, возможно, русских в жизни не видели, еще испугаются. Хотя, знаете, первое, что мне в голову пришло по-английски, это фраза "No, we are not from Eastern Europe, we are from Russia and we have nuclear weapon" ("Нет, мы не не из Воточной Европы, мы из России, и у нас есть ядерное оружие").
Настроение у меня испортилось. Потому что приезжаешь на отдых, как нормальный, цивилизованный человек, гуляешь, никого не трогаешь, а тут на тебя с презрением навешивают ярлыки. И вот эта мелочь, как фильтр, наложила муть на восприятие Праги. Да, я такая нежная. Да, мне легко испортить настроение.
После этого рассказы экскурсоводши с ее нудным голосом и явной нелюбовью к профессии стали казаться еще более нудными, а толпа людей - еще более огромной. Дама сказала, что сейчас не сезон, и туристов стало меньше, а я с ужасом думала о том, что же здесь творится в сезон. На самом деле туристов было столько, что у меня сложилось впечатление, что я пришла на базар.
Вышли на Plečnikova Vyhlídka. С этой смотровой площадки Прага, как на ладони (казалось бы), но город вечно покрыт какой-то дымкой - это меня шокировало еще в прошлый раз. То есть ты вроде видишь - и в то же время нет.
Приходится выкраивать знакомые частности.
Вот телевышка, по которой ползут мерзкие огромные младенцы.
А это - Карлов мост, где народу нестерпимо много.
А это - местная Эйфелева башня, Петршинская башня - Petřínská rozhledna
Подъем по здоровенной лестнице, и вот мы уже на площади, где стоит президентский дворец. Флаг над ним гордо реет, значит, президент здесь.
Народу дофига.
Я даже побоялась отойти подальше, чтобы сфоткать, потому что потеряться - на раз и два.
Поэтому опять частности.
Надо сказать, что все это время мадам экскурсовод что-то рассказывала, но вот что конкретно - я совершенно не помню!
Местные рыцари зарабатывают деньги, как могут.
Опять спуск по лестнице. В кафешках мирно сидит народ, отдыхает, а мы все бежим куда-то...
Из всех рассказов здесь я запомнила только, что народ в старой части города жить не хочет, потому что ничего нельзя менять: даже деревянные окна нельзя на пластиковые. Так что в основном тут обитают туристы.
И вот мы спускаемся в лабиринт улиц. Топографию Праги для себя я так и не смогла уяснить: это город, в котором я бы гарантированно потерялась.
Мы шли, дама говорила, но что, было непонятно, потому что она неслась впереди и рассказывала о том, что видит сама, а я плелась в самом хвосте группы, и видела совсем другое. Улочки, церкви...
Местные транспортные средства.
На самом деле Прага - очень красивый город, просто я пишу о нем скучно, так как сама в тот момент ничего не успела понять. Экскурсовод пела что-то, но основной мотив ее выступления состоял в том, что времени у нас мало, и многого мы не увидим. Причем, как выяснилось позже от знающих людей, многого мы не увидели, потому что ОНА НАС ТУДА НЕ ПОВЕЛА.
Уже, кстати, хотелось есть, так что кафешки с местной вкуснятиной манили все сильнее.
Но в них, по заверениям дамы, мы могли "вернуться потом". И припустила еще быстрее!
На подступах к Карлову мосту.
Как известно, на мосту стоят фигуры святых, у каждой своя история. Но сфоткать что-то вразумительное там сложно - много народу.
Зато виды С МОСТА великолепны.
Вон торчит Собор святого Вите, из соседнего района его видно целиком :))))
Туристы ломятся к месту, где можно загадать желание. Тут, кажется, замучили Яна Непомуцкого, местного святого. Наша истеричная экскурсоводша шугает от этого места свою коллегу вместе с группой с формулировкой типа "я тут вчера занимала", они ругаются, а наши кидаются загадывать желания. Главное - правильно положить руку и поставить ногу, а то ничего не получится... Какая-то дичь, если честно!
Интересно, какое желание я загадывала в прошлый раз, и сбылось ли оно?
Кроме туристов, на мосту полно колоритных личностей. Художники и музыканты. Эти играли довольно неплохо.
А этот чувак просто стоял и что-то сосредоточенно писал, прямо как я!
После Карлова моста мы направились к знаменитым пражским часам.
Их я, естественно, помнила после прошлого раза. Экскурсовод, по традиции, сказала, что сейчас мы тут долго стоять не будем, придете потом, в начале часа, смотреть представление. В начале каждого часа фигурки на часах приходят в движение, и изображают символическую "пьесу" про жизнь и смерть. У каждого героя своя роль, но об этом, я думаю, написано в интернете. Я все это видела в прошлый раз, ничего сверхъестетственного там нет, просто движение механических фигур. Но учитывая, что часам дофига лет, в свое время они представляли собой реальное чудо, и народ балдел.
Углубляемся в лабиринт улочек, натыкаемся на красивые витрины с богемским стеклом.
Эх, вроде и не надо ничего, а все бы купила :)))
Становится все теснее, и нам, и домам.
А это здание напомнило мне жилой комплекс у нас, в Казани.
Видать, наши архитекторы в Праге часто тусуются.
И вот так мы шли, шли, половина группы от нас где-то отстала: экскурсовод просто не стала ждать тех, кто не успел перейти дорогу и остался ждать зеленого света. Топали, топали по улочкам, я что-то хаотично снимала... И в итоге притопали на площадь перед торговым центром, где экскурсовод стала махать руками, тыкая в переулочки и объясняя, куда мы попадем, если пойдем по ним. Я стала медленно седеть, представляя, как буду отсюда выбираться, но в этот момент к нам, как ангел, явился Ваня. Сначала он тоже пытался нам что-то объяснять, но потом, увидев наши измученные глаа, понял, что это бесполезно, и просто сказал: "Так, кто боится потеряться, идет за мной. Я вам покажу, где можно пообедать, а также приведу туда, где можно еще погулять и откуда легче добраться до автобуса". После этих слов Ваня приобрел в моих глазах статус святого.
И мы, попрощавшись с ужасной тетенькой-экскурсоводом, довольно большой группой пошли за ним.
Тут кончается первая часть.

Tags: Прага, галопом по европам, отпуск, путешествие