margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Categories:

"Бегущий по лезвию 2049" и система "свой - чужой"

Я сегодня побывала на во всех отношениях примечательном киносеансе.
Воспользовавшись тем, что волна эвакуаций, кажется, миновала, а билеты на этот сеанс мало кто купил, я пошла на "Бегущего по лезвию - 2049". С облегчением выдохнула, увидев на заднем ряду двух девушек. Подумала: "Даже если и будут целоваться, то тихо". Не школоло, это главное!
Началось все хорошо. Просмотр рекламы и самое начало фильма прошли в состоянии неги: я пересела в  середину зала и предоставила свои уши и глаза фильму ("Ну давай, телевидение, развлекай меня!"). Однако, не прошло и пяти минут, как в зал завалился огромный мужчина, сел через две сиденьки от меня и стал извлекать из пакетика пиво. Кабздец отягощался тем, что от него несло каким-то очень забористым одеколоном, и мне стоило немалых усилий, чтобы не убежать и не забиться в угол: слишком бы демонстративно получилось.
Однако еще через какое-то время легче не стало. Потому что мужчина, выпив вторую бутылку пива, ... заснул... и стал ХРАПЕТЬ! Боже, ну всякое я видала, но чтоб такое! Причем не будил его ни достаточно громкий звук, ни сюжет, ни-че-го.
Терпеть храп в своем правом ухе я не стала, и ушла в другой конец ряда. Хотелось пнуть мужика ногой и спросить, схуяли, но я подумала, что он ответит и уснет снова. Зачем, зачем, скажите мне, такие люди ходят в кино? Не мог дома на диване выхлебать свое пиво, жирный ты баран, и подрыхнуть с присвистом?!
Иногда мне кажется (ну правда!), что вся мерзость этого мира собирается, концентрируется и подсаживается ко мне, чтобы меня позлить.
И еще, как выяснилось в середине фильма, половина титров с переводом были отрезаны, потому что был как-то не так настроен формат экрана. КИнотехник, или кто ты там, ау, ты во время сеанса спишь, или чо?!
Но. Я очень. Постаралась. Смотреть. Кино. Внимательно.
И проникаться атмосферой.
blade-runner-2049-ryan-gosling-harrison-ford-image.jpg
И мне это удалось. Меня-таки затянуло, потому что фильм на это и рассчитан.
Что можно сказать? Все начинают с того, что фильм очень красивый. Это да. Как будто красивый каталог произведений искусства: тут вам скульптура, тут графика, тут живопись, а тут даже что-то архитектурное. И красивая перспектива, и чудесный свет (иногда даже с перегибами: например, в одной сцене свет то заходит на лица героев, то уходит с них - какая-то дискотека получается - перемудрили, но красиво). Безусловно, оператор гений, это признали уже все. Но, зная, на что способна нынче цифровая обработка изображений, ни синим, ни желтым, ни темным, ни дымным кадрам уже не удивляешься. Кино можно раскрасить в любой цвет, да хоть в оранжевый, просто не каждый на это решается. Вильнев и команда решились - потому что так можно, а что? Вот вам наш привет "Марсианину" :)))
Бегущий по лезвию 2049_meownauts.com_.png
Еще можно сказать про актеров. Да, безусловно, дуэт Харрисона Форда и Райана Гослинга (который начинается, кстати, чуть ли с последней трети картины, так что это вишенка на торте) - это просто открытие года. Они очень подходят друг другу по типажу, по энергетике и по актерскому посылу. Гослинга я, например, не очень люблю. У него скучное лицо, мало средств выражения, и он, играя романтических героев, выглядит очень мило, но в целом, как моль. А здесь ему добавили трагизма, и это скучное лицо, половину фильма заляпанное кровью, приобрело вид интеллигентный, интересный и драматически глубокий. Вот он смотрит чуть вбок и вверх, и думает о чем-то - и ты с ним такая, ага, точно, да ведь, как получилось-то, слуууушай, бедняга ты...
Дедушка Форд (хаха) - наоборот, герой по жизни харизматичный, авантюрный, бесшабашный и где-то даже бесчувственный. В первой части он всех просто убивал без лишних слов. Но в этом фильме он выигрывает за счет своей... старости. Несмотря на то, что он до сих пор несгибаемый, в его образе появляется что-то очень трогательное, грустное и - опять же! - глубокое. Смотришь на его стариковские руки - и понимаешь, что вот тут вот история, тут переживания, и такая - ага, чувак, и тебя-то жизнь потрепала, и тебе не чуждо все человеческое...
Так что эти два актера играют что-то для себя нетипичное, и с экрана буквально струится магия их перевоплощения. И вообще, каст у фильма и отработка образов замечательные. Дэйв Батиста, чертов Лето - все на своих местах. И даже Робин Райт, которая обычно похожа на вяленую рыбу, здесь сыграла на удивление яркую и психологически тонкую роль.
Но я ПРЕЖДЕ ВСЕГО хочу похвалить режиссера и сценаристов. Я не знаю, кто у них там главный гений, и кто у кого шел на поводу, но мне сюжет показался хоть и крайне нерасторопным, но логичным, последовательным и даже по-детективски захватывающим. Ты вроде смотришь кино, а вроде как листаешь книгу с очень красивыми картинками. Каждая отдельная сцена - это небольшая главка, которую можно смело выдрать из контекста и смаковать саму по себе. Но потом декорации меняются, сюжет делает очередной кульбит, меняются свет, цвет, музыка - и вот вы уже соскальзываете дальше. Местами фильм вообще макает зрителя из кипятка в холодную воду, но без трэша, без хоррора, а как бы сам собой, потому что так надо. Эти переходы, загадки и перегибы срежиссированы так ювелирно, что почти невозможно заметить, как киношка запрограммировала тебя на какой-то тип восприятия, скажем так. Ты ей не веришь, и правильно, но она снова обманывает тебя, да так ласково, что ты даже не успеваешь сказать: "Да твою ж мать, сколько можно?"
Дени Вильнев - мой любимый режиссер. После "Врага" и "Прибытия" я его прям нежно люблю. Потому что он не делает порожняк, не снимает тупые комиксы, он делает фильмы, над которыми можно думать, и процесс этот - приятный. Это как разговор с одновременно умным, образованным и интеллигентным человеком. Мозгу хочется взять лопату и копать, копать вглубь, метров на 30 вон под тем деревом.
Бегущий по лезвию 2049_film.ru_.jpg
Именно поэтому, несмотря на все эти мучения с мудаками в кинотеатре, я пошла именно туда, чтобы заплатить деньги. Я желаю, чтобы у фильма были хорошие сборы, потому что в нашей нелепой реальности о качестве кино судят по количеству денег, которые оно заработало  (а зря, окупившаяся "Бабушка легкого поведения" не даст соврать - говно редкостное).
ИМХО, вторая часть лучше, чем первая. В первой был киберпанк, невнятный сюжет и одноклеточные герои. Во второй части все гораздо сложнее, точньше и философичнее: сказывается развитие этой темы в фантастике, плюс время идет, что-то становится понятнее насчет искусственного интеллекта и тому подобного, а что-то становится сложнее - и страшнее.
Несколькими мыслями о "Бегущем...", я думаю, весьма сбивчиво и могословно, я с вами сейчас поделюсь.
ВНИМАНИЕ! Дальнейший текст будет представлять собой один сплошной спойлер, и тем, кто фильм еще не смотрел, но ответственно собирается, я настоятельно не рекомендую его читать. Вообще. Отнюдь. Идите в кино лучше.

Ну а теперь спойлеры и мысли.
Вместо эпиграфа.
- У тебя папа был?
- Был.
- А мама был?
- Был.
- Так почему ты такой злой, как собака?!
(фильм "Джентльмены удачи")

Вообще, если честно, впечатления надо записывать прямо во время просмотра или сразу же после него. Я домой шла, у меня столько всего гениального в голове крутилось...
1) Да, за последние годы фантастический жанр про роботов, компы, сложные интеллектуальные искусственные системы продвинулся далеко вперед. После второго "Терминатора" и "Двухсотлетнего человека" тема роботов, внезапно осознавших, что они не люди, и жалеющих об этом, уже далеко не нова. Но в фильме Вильнева эта проблема обыгрывается в детективном и слегка ироническом ключе: репликант, который вдруг осознает, что он человек, сначала пугается, потом начинает гордиться этим, а потом узнает, что нифига. Все смешалось! Поди разбери теперь, кто искусственный, а кто натуральный, кто "собака" и "мешок с костями", а кто "хозяин" и право имеет. Система распознавания "свой-чужой" в этом, казалось бы, упорядоченном мире, ломается, кажется, раз и навсегда. И тут на первый план выходит главное: суть не в том, кто ты по рождению, а в том, как ты себя ведешь. Подчиняешься приказам, сносишь оскорбления, убиваешь? Ты репликант, будь ты хоть трижды человеком. Знаешь, что такое жалость, страдание, любовь? Пытаешься по кусочкам собрать свою личность? Задаешь вопросы, на которые нет ответа? Понимаешь конечность своего существования? Страдашки замучили? Поздравляем, ты человек. Поэтому, когда Джо спрашивает Декарда, настоящая ли его собака, он отвечает: "А ты у него спроси". Потому что степень своей настоящести каждый определяет сам. А вот эта дамочка-киборг, "лучшая из ангелов", голыми руками убивающая все, что видит - она ли не самый страшный робот из всех, пусть и похожа на человека физически так, что дальше некуда?
2) Рождение. О боже, какая же это красивая тема! Живорожденность! Быть вырезанным из лона матери - ну и что, что она репликант - это совершенно не то, что быть рожденным в лаборатории, выпадая из целофанового мешка в виде взрослой особи и судорожно глотая воздух. И хотя герой Лето говорит о том, что ему нужны рожающие репликанты, чтобы не ограничивать себя в количестве особей, я думаю, он лукавит. Потому что ему нужна не технология, а чудо. Чудо чувствовать себя живым, способным на самовоспроизведение. А он, даровавший такую способность целому новому виду людей, будет мнить себя богом, не иначе.
3) Ну а дальше тонкие аллюзии с Библией, без этого нельзя. Тема рождения, смерти и Жертвы. Чтобы построить новый дивный мир, НЕОБХОДИМО, чтобы кто-то, оберегающий что-то важное, умер под снегом под грустную музыку. Я так поняла, Джо - это генетический двойник живорожденной девочки. То есть он, будучи копией чуда, как бы и сам им является, и призван в этот мир это чудо охранять. Но, будучи генетически таким же, он имеет в себе тот же огонек: он живет и чувствует, он умеет любить, и несмотря на то, что всю жизнь он пытается подавить в себе эти способности (вплоть до любви к музыке), у него ничего не получается, потому что в каком-то роде он действительно сын Рейчел. Даже если я неправильно поняла сюжет, есть фраза, которая оправдывает это заблуждение: лидер оберегавших живорожденную репликантов говорит, что все репликанты хотели бы быть такими. Им всем не хватает чуда рождения, и они все (ну или многие из них) чувствуют в себе и чудо любви, и сострадание, и тягу к красоте. Герой Батисты, которого так некрасиво убивают в начале, выращивает цветы, чеснок и червяков. Потому что он знает, что такое настоящая жизнь, не созданная в лаборатории - жизнь случайная и прекрасная.
4) И тема смерти, безусловно. Про смерть Джо и говорить нечего - она эпическая. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Но есть еще одна "знаковая" смерть - это уничтожение его электронной подружки. Опять диалог, за который цепляешься: он ей говорит, что, если перенесет ее на переносное устройство, данные могут стереть, и он ее утратит. А она отвечает, что, да, она "умрет", прямо как настоящая девушка. И ему, и ей хочется, чтобы они были настоящие, и то, что между ними - тоже. Хотя по сути, и это тоже подчеркивается, бедняга просто влюбился в стандартную систему умного дома. Она ему и готовит, и составляет компанию, и даже шлюху может вызвать, чтобы разыграть с ним весьма впечатляющую любовную сцену в стиле фильма "Привидение" (правда, там не робот и репликант, а дух вселялся в тело Вупи Голдберг, уф!) Вспоминается тут (и весьма отчетливо!) совсем недавний фильм "Она", где парень на полном серьезе влюбился в оперативную систему, и там такая драма-драма-драма.
Нет, правда, сценаристы либо очень хорошо думают и фантазируют, либо вся команда на год-другой подсела на такие фильмы и пересмотрела все, что было. При этом от первого "Раннера" в кино осталась только фабула, вторая часть ну совсем другая! (что тоже удивительно, обычно в продолжении идут на поводу у оригинала и  портят его, второй "Терминатор" не в счет - но это Кэмерон!)
5) Да, про оформление. Никакой это не киберпанк. И пусть железки и трубы торчат в разные стороны, здесь есть дерево, здесь есть пчелы, здесь есть место органической жизни. Это скорее нежный постапокалипсис. И как бы ни пытались авторы запугать нас бесконечным, смрадным, ревущим Лос-Анджелесом, больше верится в то пространство, в котором живет Декланд - развалины Вегаса, как будто остатки Всемирной выставки, какие-то огромные манекены, напоминающие бордель и Статую свободы одновременно, гагантский фестиваль Burning Man. Да, постапокалипсис - это Элвис, поющий под свою же фонограмму, это Синатра с честным взглядом в стеклянной колбе, это миллионы бутылок невыпитого виски... И даже в Лос-Анджелесе, в своей жалкой квартире, Джо слушает какую-то суперскую музыку и представляет, что ест шикарный ужин, а не "Дошираки".
Фильм настолько красив, что в катастрофу не верится. Скорее, верится, что все будет хорошо, что после варварства язычников и средневековой инквизиции будет возрождение. И там всяким тонко чувствующим личностям (и людям, и репликантам) найдется место, и никто не будет вопить во все горло: "Это разрушение грани, это война!!!" Поэтому в финале фильма никто не идет убивать главного злодея и брать штурмом его цитадель, нет, каждый остается при своем, как суждено, и идет к своей судьбе.
6) Великолепно сыгранные сцены. Одна - в зале воспоминаний. Как девочка делает воспоминания, как Джо ей показывает свои, как она реагирует - это просто чудо.
Сцена, где Форд бьет Гослинга (в том числе и по-настоящему, хехе). Он его лупит по лицу, а тот заливается кровью, но терпит.
Сцены с дождем. Конечно, это привет первому фильму, но когда дождь превращается в снег, хочется прям пролезть в экран и прилечь на ступеньки рядом с Джо. Опять под осадками умирает репликант, эка новость, но какие разные эти смерти" И какие одинаковые: за благое дело, да.
7) Атрибутика. Мне понравился автомобиль со всеми прибамбасами. Я узнала оружие из первого фильма (потому что мне про это написали в интернете). Мне понравилось пальто Гослинга. Я забалдела от деревянной лошадки. По всему видно, что это не просто так слепили из пластилина и нашили из рванья, чувствуется, что ко всему приложили руки очень талантливые люди.
8) Юмор. Он такой... незаметный. Но есть. Например, когда Декарда пытают его же воспоминаниями о Рейчел и предлагают ему равноценную замену - только скажи, где дочь, и все к твоим ногам, вот и баба готовая, прям как раньше была, он говорит, что у Рейчел были зеленые глаза. Не было у нее зеленых глаз, они действительно были карие. Это Декард так потроллил злодеев: у них-то после блэкаута нет полноты информации. А он их просто унизил, сохранив чувство собственного достоинства, ибо по его решению лучше умереть, чем заменить свои, такие блеклые (хехе) воспоминания на эту резиновую куклу...
Да, тема с воспоминаниями тоже очень клевая. Ну, что они неполные всегда, потертые - и потому такие настоящие. Это вот прям вообще глубоко сделано.
В общем, фильм долгий, слегка нудный, грустный, умный - и при этом он, как и многие фильмы Вильнева, громко и смело воздвигает свою вселенную, внутри которой можно бродить, разглядывать, обдумывать, идти вперед, возвращаться назад, и это очень все интересно.
Это, безусловно, не попса, это хороший, достойный думающего зрителя фильм.
Tags: "Бегущий по лезвию", Дени Вильнев, кино, пазитифф, размышлизмы, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments