margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Отпуск. Кружочек по Европе. Часть 12. Полный сюр - 2

Что ж, кажется, все послушания на сегодня выполнены, квесты пройдены, можно и поразвлекаться написанием в ЖЖ.Чтобы тут было что-то, кроме стенаний и страдашек.
Продолжаем наше забавное путешествие по Европе. Мне уже, если честно, кажется, что все это и не со мной было!
В прошлый раз мы остановились буквально на пороге Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
IMG_9944.JPG
Итак, Фигерас - родной город Дали. Здесь, в здании муниципального театра, в 1919 году прошла первая публичная выставка его работ. Потом театр сгорел и стоял в запустении, до тех самых пор, пока в октябре 1960 года мэр города Фигерас Рамон Гуальдола Ровира не попросил Дали подарить краеведческому музею одну из его картин. Художник ответил, что он готов подарить Фигерасу целый музей, и 8 августа 1961 года объявил общественности, что намерен его построить в том самом театре. По поводу этого события даже про вели корриду, к которой Дали нарисовал афишу и сделал прочее оформление.
Возведение музея началось в гигантского купола. Строил его архитектор Эмилио Перес Пинейро.
На этой фотографии купол похож на огромный шар, так сложилась перспектива. На меня это сооружение произвело огромное впечатление, надо сказать. Очень красиво.
IMG_9947.JPG

IMG_0028.JPG
После длительной работы Театр-музей был открыт. Это случилось 24 сентября 1974 года при огромном ажиотаже. Первые экскурсии вел сам Дали. Оформление музея - это полностью авторский проект художника, оно сохраняется в нетронутом виде. Чуть позже к нему были пристроены дополнительные помещения (в том числе башня с яйцами, которая носит название "башня Галатеи", в честь Гала, в ней Дали жил до своей смерти в 1989 году). В этих помещениях выставляются работы не только Дали, но и других современных художников, а также коллекция ювелирных украшений по эскизам Дали, билетик для просмотра которой был зажат у меня в кулачке.
В общем, у меня про музей целая книжка, и в ней подробно объясняется, что имел в виду Дали, создавая или выставляя ту или иную картину или скульптуру в театре. Но, я думаю, если описывать все, выйдет громоздко, но, если что-то заинтересует, вы можете спросить, и я постараюсь найти инфу.
Надо понимать, что Театр-музей задумывался именно как музей-представление. С вестибюлем, сценой и кулисами. Картины, скульптуры, инсталляции - все это часть большого сюрреалистического представления, и каждая деталь здесь имеет смысл (иногда он был ведом только самому Дали, кажется).
Экскурсовод, пробираясь через цепочки туристов, ввела нас во двор театра, к его фасаду (он на первой фотке). Мы были поневоле сбиты с толку, хотя, например, я прекрасно знала, что Сальвадор Дали - тот еще шутник. Но в созданной им вселенной всегда есть место неожиданностям, а Театре-музее он дал себе волю на полную катушку. Чего стоит, к примеру, водолаз на фасаде.
IMG_9945.JPG
Или дядя с телевизором в голове.
IMG_9943.JPG
Дали вообще восхищался наукой и техникой, потому в его работах много своеобразного "научного футуризма". Не боялся он и восторгаться коллегами, поэтому во дворе музея есть статуи, посвященные французскому живописцу Мейсонье.
IMG_0115.JPG
В общем, сказать, что пространство странное - значит не сказать ничего. Но дальше-то все чудесатее и чудесатее! Потому что мы входим в театр и попадаем в круглый атриум, что-то типа фойе или пресловутой "вешалки". Это внутренний двор театра. Шмотки тут складывать некуда, да и нет верхней одежды у зрителей в солнечной Испании, зато здесь есть, на что посмотреть. В общем, целиком это сфоткать невозможно, надо описывать. На постаменте стоит черная машина - "Кадиллак". На капоте машины воздвигнута античная статуя... с гигантскими буферами. Явно намек на древних богинь плодородия. Поднимаем взгляд - и видим высоченную балку, на которой держится лодка, с дна которой стекают синие капли (чтобы сделать их, Дали наполнял цементом презервативы, зацените креатив!) Над лодкой - черный зонтик. Внутри "Кадиллака" сидят манекены, водитель и пассажиры, весьма странного вида. Если кинуть в коробочку евро, в автомобиле начинает идти дождь, которым можно полюбоваться через разбитое окно. При этом зонтик над лодкой открывается.
В общем, вся эта дурь основана на реальных событиях. Машина эта принадлежала Дали. Как-то они ехали с Гала, и у них спустило колесо. Шел дождь, помочь никто не мог, и Гала меняла колесо! (есть женщины в русских селениях). Дали был впечатлен ее героизмом, и решил увековечить этот дорожный подвиг в произведении искусства. Ну а теперь, когда мы знаем предысторию, фотки!
Скульптура Эрнста Фукса "Великая Эсфирь".
IMG_9949.JPG
Чуть живописнее:
IMG_9954.JPG
Разбитое окно "Кадиллака".
IMG_9957.JPG
Странные пассажиры под дождем (одна женщина не пожалела евро, чтобы посмотреть испанскую версию "Соляриса"):
IMG_9971.JPG
Презервативы в искусстве:
IMG_9961.JPG
Зонтик почему-то не раскрылся, возможно, я это просто пропустила.
IMG_9962.JPG
В общем и целом это выглядит примерно так:
IMG_9973.JPG
И да, очень много народу, который виснет, стоит и фоткается буквально на всем.
В общем, с одной стороны, бред сивого малайца, а с другой - ну весело же. Остальное оформление двора показалось мне более изысканным. Кругом фигуры "Оскаров" (их придумал именно Дали, но ему самому ни одного не дали, он обиделся, и решил в своем музее собрать их чуть более, чем дофига). Они тут в разных нелепых позах, в каждом окне на трех этажах. Целая кукольная коллекция.
АПД, "Фигурку "Оскара" придумал не Дали. Но таковая история вполне могла произойти: Дали снимал фильмы, и мог мечтать о статуэтке. И, не дождавшись, поставил целую кучу подобных фигурок в своем музее.
IMG_9953.JPG

IMG_9967.JPG
Часть скульптур, насколько я поняла, осталась от старого театра. А может, их тоже Дали сотоварищи придумал...
IMG_9951.JPG

IMG_9963.JPG
А вот эта напомнила мне Гала, возможно, это она и есть.
IMG_9972.JPG
Потолкавшись во дворике, мы шагнули на сцену. Это пространство находится под куполом, и от него ответвляются ходы и лестницы, ведущие вглубь музея. Но, так как народу "на сцене" было слишком много, экскурсовод решила не пихаться локтями, и повела нас в "Зал сокровищ" - небольшое помещение, где выставляются работы Дали. И, насколько мы поняли, работы периодически меняются: например, те, что отправились куда-нибудь на выставку, заменяются другими.
Предвосхищу вопрос, который мы почему-то задали экскурсоводу, разглядывая уже пятую или шестую из картин: "Стойте, погодите, вы что, хотите сказать, что это подлинник?!" Задала этот вопрос, признаюсь, я. Просто я догадываюсь, сколько эти картины могут стоить, и привыкла, что хранители склонны прятать подобные произведения искусств подальше от глаз. Ну или максимум под бронированным стеклом. А тут - такое роскошество, и просто висит на стене, обитой красным бархатом. А это как? "Минуточку, - сказала экскурсовод, - вы, кажется, не поняли, куда попали. Это любимый музей Дали, который он сделал себе сам, неужели вы думаете, что тут будут выставлять копии? Наоборот, фонд Дали всеми силами пытается выкупать оригиналы картин из частных коллекций, чтобы привести их сюда, на родину".
Ну тут я просто стала челюсть с пола поднимать. Да.
Причем все это можно фотографировать, только без вспышки. По поводу вспышки очень строго - увидят, могут выгнать. Наши драгоценные музеи, УЧИТЕСЬ, как надо работать!
Описывая работы Дали, экскурсовод призвала нас обратить пристальное внимание на детали. Так как картины висели буквально перед нашим носом, присмотреться особого труда не составляло. "Смотрите, как Дали работает с мелкими деталями. Именно по ним становится понятно, что он, вообще-то, воспитанник классической школы. Он не просто бросает краску на холст, он работает искусно и умело, показывая, что он настоящий мастер".
Вот совсем небольшая картина, называется "Карета-призрак".
IMG_9981.JPG
Смотрите, как тонко прописаны следы на песке. Как призрачно растворяются на горизонте горы. Как торчит колокольня собора. И как карета, словно марево, вписывается в пейзаж. Чудесная картина, не правда ли? И не скажешь, что это зверствующий провокатор-сюрреалист Дали.
Или вот, насколько я поняла, это эскиз для картины "Битва при Тетуане" (1962).
IMG_0018.JPG
Нормальные люди, нормальные лошади, никаких тонких ножек. А еще посмотрите на тончайшую, живую пыль, летящую из-под копыт (простите, что размыто, просто фотику темно).
IMG_0023.JPG
С точки зрения классической живописи подобная работа может считаться шедевром, ведь правда? А это все тот же бунтарь Дали.
Работ там довольно много, но центром экспозиции, конечно же, является Гала. Здесь выставлены картины, многие из которых мы знаем довольно прекрасно.
"Галарина", 1945.
IMG_9990.JPG
Дали утверждал, что скрещенные руки напоминают корзину, а грудь - хлеб. Недоедал, что ли? В любом случае есть и тут занятные детали. Например, прописанное, объемное, блестящее украшение.
IMG_9991.JPG
Да, в таком ракурсе Гала, пожалуй, смахивает на батон. А вот ее глаза.
IMG_9995.JPG
Не знаю, кто как, а я вижу две вещи: 1) она слегка безумна, 2) она точно татарка. Оба утверждения абсолютно голословны, но я вижу именно это.
Еще немного голой классики от Дали. "Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало", 1960. Экскурсовод сказала, что Гала до старости выглядела очень достойно. Ну а тут, смотрите, со времен "Галарины" прошло 15 лет, и она не "зачерствела"...
IMG_9996.JPG
"Атомная Леда" 1949 года - поклон со стороны Дали науке, а также замечательный пример работы с цветом. Идеальная размывка слоев приводит меня в восторг, хотя я ничего не понимаю в технологии рисования подобного.
IMG_0001.JPG
И все летит, как будто в невесомости, просто "Гравитация" какая-то!
Да, про "размывку!" я не зря ввернула, вот же она, краска, течет! Так, что даже тень сбита с толку.
IMG_0010.JPG
Ну что ж, два пространства мы посмотрели, и я неслегка устала от искусствоведческих текстов, поэтому пока возьму тайм-аут. Много сюрреализма - вредно!
Но продолжение следует, не переключайтесь!
Tags: Испания, Сальвадор Дали, Фигерас, галопом по европам, музей, отпуск, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “галопом по европам” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments