margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Герой - дурак, сценарист - наивный человек

Добралась наконец до фильма "Дурак". Подумала, раз уж рвать душу в эти выходные, то почему бы еще и на социалку ни замахнуться. Замахнулась.
Поначалу прониклась. Крепкая такая социальная драма с орущими бабами, дерущимися мужиками и морем водки. Потом к этому добавились зажравшиеся чиновники и те, кто с ними завязан, - и понеслось. Нашла коса на камень. Общежитие вот-вот рухнет, простой русский "Иван" об этом знает, а злая помещица ничего делать не хочет: у нее места нет, чтобы плебс расселять. А деньги куда надо уже пристроены. В общем, конфликт интересов налицо, на счету аж 800 душ наркоманов, алкашей и их детей.
Все это с криками, воплями, биениями себя в грудь и т.д. Прям показывают нам, как все плохо, и только один сантехник говорит о гуманизма в стане недочеловеков. Ладно.
Но потом меня внезапно озарило. Насколько фильм "Дурак" наивен в самой своей сути.
Начнем с завязки. Сантехник Дмитрий Никитин узнает о большой проблеме. На дворе ночь, официальные приемные закрыты. И вот он у мамы берет телефон какой-то "тети Гали", бухгалтерши у мэра, звонит ей и строго так говорит: "Тетя Галя, мне к мэру надо!" А та, вместо того, чтобы матом громко его послать (как сделал бы нормальный твердоголовый российский чиновник), зачем-то совершенно некошерно рассказывает простому сантехнику, где мэра найти. Оказывается, мэр - это тетенька, и у нее в этот день юбилей, и очень удобно ее застать в ресторане заодно со всем остальным начальством. Как в деревне, ей богу! "А ты иди, милок, вон в ту избу, Баба Яга как раз там с Кощеем Бессмертным и всеми чертями".
Ну это ладно. Допустим, тетя Галя спросонья или с перепою брякнула лишнего, с кем не бывает. Но дальше начинаются еще большие чудеса!
Потому что простой сантехник идет к ресторану, с ноги открывает дверь (по пути шипит на одного из "начальников"), и заходит! Ребята, вы где-нибудь видели, чтобы простых смертных, не спросив данных паспорта, пускали на закрытые корпоративные мероприятия? Да этого чела охрана скрутила бы еще на входе, и никакие его вопли на тему "Дом падает!" не помешали бы мэру и ее чертям дальше водочку пить. Никитина-сантехника еще на этом этапе отвезли бы в КПЗ, а то и прямо в дурку, чтобы не дергался.
Ну допустим, ладно, пролез он в ресторан. Дальше начинается вовсе запредельный фарс. Потому что чиновники, все в мехах и бриллиантах, схватившись за голову, при нем, при сантехнике, начинают громко рассказывать, кто сколько наворовал, кто кого прикрыл и кто какой дом построил. Вы в своем уме, сценарист?! Да кто же из них, зазнатных параноиков, будет произносить слово "воруют", да еще и при некошерном, "не своем" свидетеле?! А вдруг у него диктофон? А вдруг он подсадная утка от конкурентов, органов или лично от вышестоящего руководства? Да бред, бред, ребята!
Потом, значит, после знатного каминг-аута про "я женщина, я мать, я тоже нормально жить хочу!" - у мэрши случается приступ великодушия, и она решает-таки расселить общагу (Наталья Суркова сыграла, конечно, отлично в этом фильме). И тут же хватается за шикарную прическу и причитает: "Где же я столько квартир возьму?" Стапе, женщина! Ты что, неграмотная, что ли? Как в мэры пробилась? Какие квартиры, мать, ты сдурела, что ли? При выселении из аварийного жилья предоставляется жилье равнозначное! (вот чего не знаю, того не знаю: по площади или по стоимости, но это в данном случае неважно). То есть юридически люди, живущие всемером  в одной комнате в общаге, не могут получить за нее целую квартиру! Быть такого не может в Российском государстве! То есть мэрше, по сути, не две девятиэтажки надо, как она пытается выпросить у примазанного к ней застройщика, а всего лишь такая же общага. Буду рада, если я, конечно, ошибаюсь, но что-то мне подсказывает, что так.
Дальше дело принимает серьезный оборот. Мэрше промывает мозги ее "пахан", и она решает отыграть назад, при этом подставив двух своих коллег. Подставляет она их путем умерщвления. Ребят просто вывозят на расстрел, заодно с сантехником. Но в самый драматический момент один из чинуш говорит своим палачам: "Да ладно, вы че, отпустите парня, он тут вообще ни при чем". И люди, в которых ничего святого нет, говорят: "А, ну да, ок, иди, только больше нам не попадайся". ЧТО?! И его отпускают. Тут сценарист разводит руками и говорит зрителю: "Ну, ребят, я хотел показать, насколько все серьезно, но не могу же я прибить здесь главного героя, мне еще сюжет тащить к развязке в виде библейской притчи!" И зритель такой: "Ок, какой ты хитрый сценарист нам попался, ай-ай!"
Ну а дальше история логично завершается. Даже как-то банально, я бы сказала. Как будто у сценариста не осталось сил завирать дальше.
Да, в целом фильм хорош. Четыре года назад, когда он вышел, когда Быкова еще носили на руках, он произвел эффект. А сейчас смотришь на него, и думаешь: чуваки, все эти ужасы недостаточны для нашей правды. У нас тут дети живьем горят, и всем похуй, а вы нам какие-то сказки про благородство и порок рассказываете.
Tags: кино, рецензия, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments