margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Categories:

У подножия Олимпа_8. "Волшебная" сковородка из царской гробницы

Вдоволь набегавшись по древнему Диону, мы сели в автобус и отправились обедать. Крутанулись на развязке к морю. Тут вся жизнь между горами и морем.
Привезли нас в очень хороший отель. Комплекс с фонтаном, несколькими корпусами, садом и черт знает чем еще. Красоты этого шикарного места открывались постепенно.
IMG_9064
Мы пришли в беседку-столовую (она на фото). Выстроились в очередь к шведскому столу. Платишь 12 евро и берешь все, что хочешь, и не по одному разу. Ну а напитки оплачиваются дополнительно.
Греческий салат, картошка-фри, овощи, суп (наконец-то!!), курица, свинина, рыба (типа сардин), соусы, кислый сыр - все это была традиционная греческая еда. Я взяла понемногу: салат, свинина, картошка, но главное - суп. Правда, в итоге он оказался ухой, но кайфа это не обломало: я хлебала горячую ароматную жижу и думала о том, что это просто пища богов. Вот ведь, приучили к супам с детства, и теперь организм без них загибается!
Несмотря на то, что температура никуда не делась, да еще и начало предательски лить из носа, аппетит у меня был отменный. Конечно, второй раз я к столу с яствами не пошла, но и со своей тарелки смела все. Подвел меня только кофе, стоивший мне 1,5 евро: пока я ела, он на свежем морском ветерке просто остыл. Ничего. Все равно будет бодрить.
Пока обедала, следила за посетителями, вышагивавшими по дорожке через сад к морю. Все были такие красивые! Под конец трапезы у меня создалось впечатление, что в этот отель пускают только через кастинг, и несимпатичных просто не заселяют...
Народ не спеша доедал, времени до отбытия было еще много, и я решила пройтись по территории.
По деревянному настилу метнулась в сторону пляжа. Он был очень цивильный: с лежаками и зонтиками. Настоящий "олинклюзив". Кажется, даже играла какая-то музычка, а в баре подавали напитки. Официанты сновали между зонтиками...
IMG_9058
Вышла к кромке прибоя. А тут каменистый пляж, не сравнить с нашим ласковым песочком.
IMG_9060
Вид даже хуже нашего - нет замка. Вообще виды тут какие-то пустынные: ни островов, ни кораблей. Но в целом уютно, для тех, кто любит "тюлений отдых" - самое то. Тем не менее я, вспомнив наш пляж в тени дерев, поняла, что место для отдыха у меня отличное.
Шла обратно через сад, мимо корпусов, названных в честь греческих богов. В саду росли оливы. Их обязательно надо зафоткать, даже если видела уже 1000 раз.
IMG_9067
Красиво в этом отеле, но как-то слишком гламурно, что ли.
Автобус ждал нас возле фонтана. Народ селфился, а я забилась на сиденье и закрыла глаза. Че-то как-то... На улице было жарко, а в автобусе фигачил кондиционер, и я наконец поняла, что такой образ жизни меня доконает. Но отступать было некуда: кругом Греция, отпуск в самом разгаре, надо впитывать впечатления, даже несмотря на то, что организм штормит.
Все собрались, и автобус опять вывернулся из притяжения моря, встал на автостраду, и мы довольно долго ехали по ней. Так что я стала даже засыпать. Но потом Димитриос стал рассказывать про древнюю Македонию, про то, как царь Филипп ее объединил, заключил союз с греками. "Мы представляем царей вояками. Только бы мечом помахать. Но Филипп таким не был. Он предпочитал дипломатию. И многие греческие полисы он уговорил присоединиться, потому что и Македонии, и Греции угрожал общий враг - персы".
И все было бы хорошо, но Филиппа убил его телохранитель. Почему, не ясно. Возможно, это было что-то личное, а возможно, это было связано с политикой. У Филиппа было много жен и детей, и не факт, что царем должен стать Александр, но в итоге (если я правильно помню рассказ Димитриоса), его выбрали в качестве такового, потому что он уже показал, что он отменный военачальник, да и вообще парень неплохой. Ну а дальше мы все знаем: Александр с армией в 40 тысяч человек разбил персов с 250 тысячами, забрал себе богатства и земли, но останавливаться на этом не стал, решив завоевать весь мир. Дошел до Индии, уперся в тяжелый климат, вернулся обратно через пустыни Евразии и скоропостижно умер в Вавилоне, предположительно, от энцефалита. Похоронили его там же, но могила его неизвестна. То ли ее уничтожили политические оппоненты (которых к тому времени было немало), то ли она ждет своего часа, чтобы быть найденной...
К чему присказка? А к тому, что мы ехали в Вергину, поселок, в котором греческие археологи во главе с Манолисом Андроникосом обнаружили могилу Филиппа Второго, отца Александра Македонского. Если кому-то интересна история этого открытия, то я сошлюсь на самого Андроникоса, его статью можно почитать тут. Я же поделюсь своими ощущениями.
Сначала мы ехали по сельской местности. На горизонте уютно лежали холмы, на полях росли кукуруза, хлопок, виноград и много чего еще, что я не успевала идентифицировать. Вот хлопок. Я его узнала, потому что видела в Узбекистане.
IMG_9076
Периодически встречались поселения с домами с черепичными крышами, во дворе которых стояли трактора и другая техника, а в садах цвели многочисленные цветы. Настоящая греческая сельская жизнь! Без апартаментов и туристов. Потом мы приехали в Вергину - поселок сравнительно большой. Но в целом место тихое.
Автобус высадил нас и уехал, дабы не пыхтеть на жилой улице, ну а мы завернули к неприметному заборчику, который скрывали ветви деревьев.
IMG_9084
На входе касса. Вход 12 евро. Ну ок. Зашли, кругом ухоженные дорожки, справа деревья, а прямо по курсу... "Стоп, это что, курган? Ахаха, курган, посмотрите-ка", - заорала я.
IMG_9085
Господи, какая же я идиотка. Че ржать-то на всю Грецию? Это ведь действительно курган!
Димитриос, опять поставив нас в тенек, стал объяснять: археологи знали, что в этих местах можно найти многое, если копать. "Македонцы веками хоронили тут умерших, тут есть очень древние захоронения". Усложняло задачу то, что, во-первых, более старые захоронения порой становились стройматериалами для последующих, а во-вторых, грабители орудовали здесь и в древние времена, и позже.
Но здесь, на территории Вергины, был огромный курган. Высотой и шириной он был гораздо больше, чем нынешний. И Андроникос, теоретически зная, что здесь могут быть царские могилы, решил вести раскопки. Копал он долго, настолько долго, что деньги и силы у него почти кончились. Он шел от края кургана к центру, надеясь там найти самую ценную гробницу. Периодически ему попадались захоронения, довольно древние и разграбленные, но ничего феноменального в них не было. И вот, когда центр кургана был пройден, а отчаяние стало слишком велико, археологи нашли гробницу, которая не была разграблена. Зайдя внутрь и осмотрев хранившиеся предметы, они пришли к выводу, что это и есть могила Филиппа Второго. Если бы раскопки начались в другого края кургана, могилу нашли бы почти сразу. Но тут вопрос везения...
Македонцы кремировали умерших. Тело царя какое-то время стояло у гробницы (как бы для панихиды), потом его сжигали. Кости складывали в золотой ларец и клали его в гробницу. Туда же складывали все необходимое в загробной жизни (лошади, оружие, посуда, предметы искусства). Найдя тяжеленный золотой ларец, золотой венок, кучу серебряной и керамической посуды, великолепное оружие и снаряжение, Андроникос понял, что такая могила может быть только у царя. Найденные тут же миниатюрные фигурки, изображавшие Александра Македонского и Филиппа 2 (у которого был раненый глаз, и на скульптурах это было видно), подтверждали сенсационную догадку.
Была найдена еще одна гробница, которая принадлежит, кажется, одному из сыновей Александра (но это не точно). Плюс еще ряд захоронений более раннего периода. Что было делать с этим добром? В итоге решили ничего никуда не переносить, курган срыли техникой, накрыли куполом, под которым был построен современный музей, в котором практически все найденное и хранится.
Спустившись вниз, под купол, мы оказались в царстве мертвых.
IMG_9086
Мы не менее часа бродили с Димитриосом по потемкам музея. Освещение выхватывало только витрины с экспонатами и входы в гробницы. Поначалу было неуютно чисто физически, но потом, приглядевшись, я уже забыла про темноту. К сожалению, снимать внутри музея категорически нельзя, и это очень большая жаль, потому что экспонаты там просто великолепные. В этот момент я, конечно же, вспомнила про хороший фотик, и меня обуяла печалька.
Мы подошли к надгробию, и Димитриос сказал, что оно довольно древнее. Сказал, македонцы, как и греки, не имели стандартного и единого для всех представления о загробной жизни. Каждый верил в то, что считал нужным. Это и отображали на могилах.
Неподалеку, внизу, в яме, красовалась гробница с колоннами. В целом она была похожа на портик греческого храма. Пока Димитриос про нее рассказывал, я, как завороженная, смотрела вниз. Слегка кружилась голова, казалось, что сейчас улетишь.
Потом мы подошли к светящемуся панно. Мои глаза никак не могли рассмотреть изображения. Пока я фокусировалась, поняла, что наступила тишина. Мы переминались с ноги на ногу, а Димитриос все молчал. "Господа, вы из моей группы? - внезапно спросил он кого-то за нашими спинами. - Нет. Что ж,нормы морали и этики требуют, чтобы вы спросили разрешения у гида, прежде чем слушать экскурсию, за которую вы не заплатили". Сзади раздалось пыхтение и топот ног. Наглецы были изгнаны! Ну вот тут-то я и офигела :) Ничего себе Димитриос, какой суровый!
Тут же забыв об инциденте, он стал рассказывать нам, что панно - это фотоснимок живописного полотна, которое было обнаружено в одной из гробниц. "Посмотрите как следует, - сказал Димитриос. - Это один из очень немногих образцов античной живописи. Все мы знаем, как выглядят античные скульптуры и здания, но в качестве изображений к нам не дошло практически ничего. Время беспощадно. А тут это есть. И знаете что? Художники Возрождения могли поучиться у этих художников. Они знали перспективу. В их работах отражено движение. Они смело используют цвет. А потом все это было утеряно на века. Вы только представьте себе, какого уровня была та цивилизация, от которой мы сейчас находим только осколки". Описание этих картин есть у Андроникуса, я не буду дублировать. Но потом я специально вернулась к панно, чтобы разглядеть. Действительно, лица на картинах - как живые. И все это очень похоже на картины эпохи Возрождения.
Мы спустились к обеим гробницам. Они тоже чем-то смахивали на храмы. Дверь закрывалась на засов, который падал изнутри. Эти двери грабители не ломали. Они вынимали блок из задней стенки гробницы. "Там же даже цемента не было". Однако судьба улыбалась не всем: нередко грабители начинали делить добычу уже внутри, и убивали друг друга. А иногда на них падал потолок. "И хоронил их вместе с теми, кто здесь был похоронен до этого", - не без злорадства рассказывали Димитриос.
Могилу Филиппа спасло то, что она была не в центре кургана (как это принято), а сбоку. Андроникос с трудом до нее докопался, а древние разбойники не смогли.
Стоп! Я уже слышала эту историю! Египет. Долина Царей. Гробница Тутанхамона. Грабители не нашли ее, потому что вход в нее шел под входом в другое захоронение. Вообще Египет я крепко вспомнила. В Вергине то же царство мертвых, менее древнее, но не менее колоритное.
А потом началась самая классная часть: мы стали ходить от стенда к стенду и смотреть на вещи, которые были найдены в гробнице. Александр похоронил отца шикарно. Не пожалел ни золота, ни лошадей (их было четыре), ни посуды. Кроме того, с Филиппом, судя по всему, сожгли и одну из его жен. Был найден женский венок и ларец с прахом, все золотое. "Ой, не подумайте. Никакого жертвоприношения. Македонцы не приносили человеческих жертв. Видимо, она захотела уйти с ним... добровольно. Однако же, надо отметить, что здесь, на кургане, были убиты телохранитель Филиппа и его сыновья, которые были участниками заговора против царя. Я думаю, весь род их был истреблен. А что вы хотели? Хочешь убить царя? Будь готов к тому, что и от твоей семьи ничего не останется. Они знали это. И на это пошли".
Золотые ларцы из-под костей довольно большие, похожи на ящики для посылок. Сверху, на крышке - многоконечная звезда, символ солнца. Золота там много. "Александр к тому времени не был богат. Ему и персов-то надо было завоевать, чтобы отобрать у них золото. Греки вообще не воевали из-за политики, только по экономическим причинам. Но практически все золото, что было во дворце, Александр, скорбя, вложил в эту могилу".
Поразили мое воображение венцы из золота. Они слегка пострадали от костра ("видимо, температура была выше, чем обычно, большой был костер"), но все равно являли собой шедевры ювелирного искусства. Я никогда не видела настолько тонко обработанного золота (еще бы!) На венке Филиппа были дубовые листья, больше похожие на тончайшую фольгу. На венке царицы - мельчайшие цветы, на которых сидели птички и пчелки. Для пущего эффекта некоторые элементы крепились на тончайших золотых спиральках. Я прям носом к витрине приклеилась, настолько это было офигительно!
Был стенд с оружием. Сохранились, конечно, только металлические элементы, но их было достаточно, чтобы восстановить целое. Македонский шлем на голову, кожаный "бронежилет" с железными вставками, медные наколенники, наконечники для копья, меч и щит диаметром не менее метра. Конечно, этот костюм был парадный, не для войны, но он вполне отображал то, как одевались и воюющие люди. "Македонцы использовали фаланги. Ряды воинов, державших строй и выставивших вперед пики, были практически непобедимы. На равнине их не могли ни обойти, ни пробить. В горах дело обстояло сложнее..."
"Вы сейчас посмотрите на огромный щит и на небольшую рукоятку меча и зададите мне вопрос: что же это был за мужчина, с такими маленькими руками? Посмотрите на меня. Я не такой высокий. Так вот, примерно такими в среднем и были македонцы". Действительно, Димитриос по нашим, современным меркам, - мужчина невысокий. Внезапно, взглянув на его подтянутую, слегка коренастую фигуру, я живо представила его со шлемом на голове, со щитом и мечом. Картинка была настолько яркая, что произвела на меня неизгладимое впечатление. "Современное человечество подросло, да. А теперь представьте себе македонца. Укрывшись за этим действительно здоровенным щитом, он мог своими маленькими ручками, держащими меч, разить противника с любой стороны, а тот не мог проследить, откуда ему прилетит очередной удар. Это была сила!"
Блин, я хочу такие уроки истории. Это было так наглядно!
Потом дело дошло до посуды. Про древнегреческую керамику мы знаем, она прекрасна, но меня больше поразил серебряный комплект. Удивительной красоты вещи! Кубки для вина, котлы, подставки для ламп... А это что? "Да, да, вам не мерещится, это действительно сковородка. Дело в том, что царь в Македонии был и верховным жрецом. Он должен был каждый день выполнять определенные ритуалы. Жертвенные бараны, знаете ли, надо было жарить мясо. Вполне логично, что и для загробного мира сковородка могла пригодиться". Ну что-то типа того.
"А это колчан для стрел. Да, золотой. Но он не македонский. Помнится, приезжала к нам директор Эрмитажа, взглянула на него и сказала: "Да у нас же почти такой же есть!" Он скифский. Вероятно, жена Филиппа была откуда-то оттуда, с ваших краев, колчан - ее приданое". "Штамповка, что ли?" - решила пошутить я. "Нет, - зыркнул на меня Димитриос, - тут немного другие технологии. Но штамповка в те времена тоже была". Оу, я лучше буду помалкивать. (хотя Андроникос пишет, что это может быть военный трофей, Филипп воевал со скифами).
Кстати, в этот момент я задумалась о том, как нас в школе пичкали историей Древней Греции. И мы ведь все это учили и действительно знали (у нас был очень хороший учитель классе эдак в 5-6). И что осталось в итоге в голове? Ветер! А так жаль, я бы хотела больше понимать в том, что я вижу, а не только то, что это очень красиво.
Когда экскурсия закончилась, еще оставалось время, и я почти что полностью обошла музей по второму кругу. От вторичного подхода к гробницам меня стало слегка... зашаманивать, и я решила, что пора уходить. Сунув нос к венкам и посуде, я пошла на воздух.
Кстати, кости царей все еще там, в специальном хранилище. Их до сих пор изучают...
Выбравшись на свет божий, я еще раз вспомнила Египет. Такая же атмосфера: древность и смерть. Есть в этом что-то мистическое.
Естественно, среди деревьев был туалет. Чем хороша Европа, так это тем, что она не изменяет своим древним традициям: там, где есть люди, есть и туалет. Слава богам!
Выйдя с территории музея, я тут же потопала в сувенирную лавку - покупать путеводитель. Фоток нет, и что делать? Впрочем, Гугл в помощь.
И если будете в районе Салоник, я вам Вергину очень рекомендую.
Пока шла по улочке к автобусу, наткнулась на указатель. Судя по всему, тут целый археологический комплекс, такой же, как в Дионе. Город, а то и не один. И опять, чтобы все это копать, нужны деньги.
IMG_9083
Но в целом я осталась довольна: с учетом посещения Диона древностей на день мне было более чем достаточно. Еще пару дворцов я бы просто не выдержала...
Ну а дальше мы опять поехали по сельскохозяйственным пейзажам, свернули к морю, попрощались с Димитриосом и поехали развозить всех по отелям. В этот момент у меня начались такие адские сопли, что я думала, что захлебнусь. Хорошо, что взяла с собой носовые платки. Пожалуй, это был самых хреновый момент в течении моей болезни. Зато была и радость: когда мы приехали к морю, у меня "открылось" ухо. Весь день глухой проходила, надо же...
Продолжение следует.
Tags: Греция, отпуск, путешествие, у подножия Олимпа
Subscribe

Posts from This Journal “у подножия Олимпа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments