margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Алтайские записки. 29 июля. Часть 1

29.07 (пятница)

Тропа – это там, где ступала нога человека.
Где наступит человек, там и будет тропа.
(Я)

 
Стырила у Жени ручку. Моя плохо фурычит, плюс запрятана глубоко в рюкзаке.
Ох… Ох! Ну и денек сегодня. Таких деньков уж точно никогда не бывало в моей жизни.
Мы сегодня карабкались в гору. Сейчас я сижу на безымянной вершине. Под ногами – русло ручья, который скатывается под гору со скоростью света. Мы насмотрелись на его водопады сегодня вдоволь, весь день пили его воду.
Я нафоткала сегодня всего. Камни, водопады, ущелье, цветы, вершины. Вода, гравий всех мастей, растения. Мы шли, точнее, карабкались в течение 6 часов почти без остановки. Так что я даже не упомню все растения, которые видела.
Хорошо сидеть наверху и сидя на все это любоваться. А вот лезть вверх – ад. А еще страшно со склона сорваться. И если я обычно боюсь «заранее»: а вдруг то, а в вдруг это… то сегодня мне пару раз стало реально страшно, то есть непосредственно в процессе. Интересно наблюдать за собой: я боюсь, мне противно и вообще я устала, но ведь надо идти! И я иду.
Женщинам сегодня помогали нести рюкзаки, мальчики распихивали в свои рюкзаки чужие вещи. Я горжусь тем, что я донесла своего изверга сама, от начала до конца. Мне только после привалов надевать его помогали.

Рюкзак «Изверг». Он же «Сволочь», он же «Скотина моя любимая, иди сода, я тебя надену…»

В общем, вкратце.
Вышли из лагеря в 9 утра, сначала шли вдоль реки Кучерла, причем назад. Саша знал, что где-то есть тропа к перевалу, но не знал, где. Это, мягко говоря, напрягало. Было два варианта: идти через Кучерлинское озеро, то есть вперед, где мы и были вчера, по изведанной, и длинной дороге, или же идти по тропе, которая короче и прямее и «где-то есть», но вот где… Решили идти по второй, потому и пошли назад.
Сначала все было мирно. Шли себе по лесной тропе – кочка, коряжка, немного грязи (вчера был дождь, даже гремело). Потом дошли до мощного ручья. Если обычно ручей прыгает с камешка на камешек, то этот летел вниз водопадом и был шире обычного раза в три.

Ручей-рекордсмен

И вот совершенно неожиданно у русла этого ручья мы свернули направо, то есть наверх. И пошли, поползли вверх по левому берегу.
Ой, мама дорогая, я реально думала, что подохну.
Сначала тропа была лесной, потом появились камни. Но это нормально. Потом корни. Потом поваленные стволы поперек тропы. Ручей все суровел, постепенно превращаясь в горную реку.

Тропа пошла вверх


 Внизу ущелье


Тропа все суровее, вид все красивее, но отвлекаться и фоткать некогда. И опасно


Но я все же фоткала :)


Не люблю я эти растения (я не знаю, как называются). Они растут в самых каменистых, в самых противных местах тропы…


Мы пришли снизу


И нам еще долго лезть вверх

А потом пошел попадос. Потому что мы влезли в ущелье, а земля сменилась камнями. Сначала мы карабкались вверх как по ступенькам, упираясь на лыжные палки. Потом оные стали бесполезными, ибо камни стали больше нас в 4 раза, и на них надо стало карабкаться, используя руки.

Каменная тропа. Слева – уже большой камень… Как понимаете, дальше я уже долго не снимала. Фотик пошел в карман, а руки стали цепляться за камни

Нам тут Александр на днях предлагал идти в скалолазы. Типа в Казани есть школа скалолазная. Мы дружно отказались. И не зря. Потому что мы сегодня эту школу закончили экстерном.
Честно говоря, я не знаю, где я этого понахваталась. Но вот как раз карабкалась я относительно легко. Пузом ложилась на бревна, переползая их, цеплялась за коренья и камни… Но вся эта лафа кончилась, когда ущелье стало неописуемо красивым и очень крутым. И мы полезли по сыпучим камням по вертикальной стене…
Склон крутой, а внизу ручей. Сорвешься – и все, костей не соберешь. А рюкзак тянет в разные стороны, да и ноги уже ненадежные после стольких дней топания. Палки стали мертвым грузом, в особо сложных местах приходилось отдавать их Жене: она их держала, я лезла, она отдавала мне мои палки, я брала ее палки, она лезла, я отдавала ей палки.... И так несколько раз.
Женю, кстати, я сама лично сегодня чуть не угробила. Дело было так. Она идет обычно за мной.
(Тут нужен развернутый комментарий. Дело в том, что у нас группа неоднородная, есть прожженные туристы – они бегут быстро, уходят вперед. Есть такие, как мы с Женей – мы и дышать не можем, и ноги у нас не идут. И есть середнячки, они бы и рады идти вперед, но не могут нас бросить. И вот мы идем: бегущие несутся вперед, а потом ждут на привале, пока остальные дотащатся, а мы, лузеры, идем вперемешку с середнячками. Они нас по-доброму пинают, что надо идти вперед. Сзади замыкающие строй – по большей части Алина, Дима, Стас, Эльдар. Они фактически всегда идут последними. Сегодня они нам прямо на ходу объясняли, как идти по склону (нужно упираться палками в склон, перенося на них центр тяжести. Мастер-класс).
Ну и вот, иду я впереди, получается, первая в строе. «Туристы» унеслись за горизонт, их не видно и не слышно. А тропа, хм… если эту козью дорожку можно так назвать… тропа читается на камнях нечетко. Иногда все вокруг выглядит настолько диким и неприступным, что даже не знаешь, куда кинуть свое тело, куда дальше ползти.

Вы видите тропу? И я нет. А она есть!

И вот в эту-то ловушку я и попалась. Пошла налево, а надо было взять чуть правее. Сначала пошла нормально, а дальше наткнулась на сыпучие камни. А надо понимать, что сзади люди, кругом довольно крутой склон, мох, камни, коренья, черт знает что… Назад не отступишь, там уже висят 5 человек следом за тобой, держатся зубами и ждут, когда ты проползешь и можно будет занять твое место.
То есть надо идти вперед. А вперед некуда, там сыпучие камни. Благо рядом на склоне росло дерево. Я до него доползла, а потом обползла его так, что оно оказалось у меня за спиной. То есть если бы я стала скатываться вниз, то есть, говоря точнее, стала бы хаотически падать, я бы унеслась в дерево, а не в обрыв. А сверху еще одно дерево. И тропа. Ну то есть не тропа, а камни, которые не сыпятся. Поползла туда, держась зубами. Доползла. Влезла на тропу.
А за мной Женя ползет. У нее ботинки, скажем прямо, хуже моих. Не для гор. Для пустыни…
И я чувствую, что она сползает вниз. Долезть до первого дерева, чтоб вконец не сорваться, я ее надоумила. А вот вверх, на тропу – никак. Скользит, визжит.
Благо мальчики подоспели, они за Женей шли. Они рюкзаки побросали, Стас свверху тащил, Эльдар вниз сполз и держал… Не Женю, рюкзак ее :) Вытащили. Мальчишки часть Женькиных вещей в свои рюкзаки сложили, ей палки в руки – и снова вперед. Мальчикам спасибо. На «гражданке» они такие балаболы, а тут, в горах, стали серьезными очень и толковыми. Ну… они мальчики все-таки, да им и не впервой.
В общем, полный ахтунг. В дальнейшем, если я шла первой и возникали вопросы по тропе, я у мальчиков спрашивала, куда идти. Мальчики шли на разведку. (прим. – я сразу и не прочухала ситуацию, я же тормоз. А потом, когда уже ущелье кончилось, прокрутила все это в голове, представила глубину этого дивного «овражка», кинулась к Жене, стала у нее на полном серьезе просить прощения! На следующие дни у нас уже был прикол: «Ну че, кого сегодня с горы скидывать будем? Жень, давай тебя опять, тебе же не впервой!!!»)
Вот. А дальше вылезли из ущелья и пошли вдоль ручья. Но вверх, вверх, все время вверх.

Вверх! Вверх!!!

Снова появились деревья, травы и т.д. И так все оно и шло. Чуть выше пошли мхи.
Всю дорогу пахло смородиной. Она, оказывается, растет на высоте…
Идешь, идешь, как по ступенькам, вверх. А потом – бац! – и все. Дыхания нет, сердце колотится. Нет силы ногу поднять, сделать крохотный шаг. Думаю, это не только усталость. Сказывается высота. Пару раз казалось, что кровь из носа пойдет, но нет. Не пошла пока.
Мы решили никого не догонять. Это все равно было нереально. Шли, ползли своим темпом. Есть в «топании» несколько несложных алгоритмов. Если кончились силы – останавливаешься, не снимая рюкзак, ложишься плечами на палочки, башку вниз, висишь. Если сил нет совсем, садишься, не снимая рюкзак, на камень, корягу или еще что. Если чувствуешь, что «щас умрешь», снимаешь (скидываешь!) рюкзак, садишься (иногда прямо на него). Но это только при условии, что есть ровная площадка для тебя, рюкзака и семерых товарищей. В противном случае – продолжаешь путь, переступая мелкими шажочками, уговаривая себя…
И вот, в очередной раз я так «грохнулась» у ручья. Рюкзак не сняла, лежу на нем. Одна. Потому что часть вперед убежала, а часть чем-то там за корягой занялась, не знаю, чем (не подумайте чего: то ли ногу перевязывали кому, то ли воду пили…).
Лежу, не шевелюсь. Надо в такие моменты полностью расслабляться.
И вдруг слышу, бежит кто-то. Повернула голову, вижу, зверушка, сантиметров 20 длиной, толстая, бежит. Поперек тропы – шасть! И чувствую, шоркнулся он за камень – и там сидит. И посвист у него такой пронзительный, похожий на птичий. Он свистит из-за камня, а ему откликаются откуда-то у меня из-за спины. Я поняла, что у них гнездо где-то неподалеку, а я тут так беспардонно развалилась. Решила попробовать сфоткать.
Рюкзак расстегнула, высвободилась из лямок, пошла к камню. Памятуя о том, как ласка боялась звука включающегося фотоаппарата, включила его заранее. Выглянула из-за камня, а зверек влево – шасть! И опять сныкался. Я опять села, расслабилась, фотик не выключила. И как только зверек отсвистел своим и высунул голову, сфоткала его.

Зверек в среде обитания

Ну а потом народ пришел, зверек убежал.
Где мы сейчас стоим, эти зверьки тоже есть. Свистели весь день и весь вечер, теперь молчат. В норы, наверное, ушли, холодно стало.
А да, еще, я Оле зверька показала, она его «каким-то еграшкой» назвала. У нас, говорит, тоже что-то типа этого водится. Кажется я, когда ездила на дачу, что-то такое уже видела. Шустро так бежал по дороге…
После мучительного подъема пришли на стоянку. Там статуя «божка» стоит, я дала ей монетку. И зеркало на дереве висит. Мы посмотрели друг на друга, посмеялись. А кто-то сказал: «Представляете, сколько глаз заглянуло в это зеркало?» Я представила и сразу назвала его «зеркало души».

Богиня

Стали решать, что делать. Мы должны были встретить Петра, нашего коневода, и лошадей. Петр ехал в обход, более длинным и пологим путем. На стоянке Петра не было, зато был отличный вид на вершину с ледниками. Лед, правда, летний, не белоснежный, с вкраплениями породы. На солнце даже красноватым отдавал. Нам обещали завтра снег показать, посмотрим :)

Тот самый вид на вершину с ледниками

А сланец как блестит на солнце! Есть целые склоны с вышедшей на поверхность породой. Под лучами солнца просто сияют. Я долго ломала голову, а потом наконец вспомнила, где я видела здешнюю природу! В фильме «Сумерки»! Только здесь кедры пониже и мха поменьше.

Так и видится здесь барельеф в виде Сталина, Ленина и Маркса с Энгельсом…


А мха на Алтае очень много, разного. Этот, например, «белый, савсем белый»…

О! Забыла про эпохальное событие. Сегодня над горами пролетал вертолет. Я его услышала сразу. Некоторые, правда, гадали, самолет это или вертолет, но я сразу сказала, что вертолет. Летел высоко, 4000 м, наверное, чтобы вершины не цеплять. «Восьмерка», наверное, судя по квохтанью :) Курица наша любимая. За перевалом есть база МЧС и метеостанция, даст бог, увидим завтра.
Я вертолету даже обрадовалась. Что-то родное и знакомое, в конце концов, на лоне этой бесконечной и несказанной природы :)
Tags: Алтай, путешествие, фото
Subscribe

  • А дома их не оказалось...

    Давненько уже съездили с подругой в Семрук. Атмосферное, однако, место. Обычно любители "Чужестранки", которые живут в Шотландии и фоткают…

  • В лесу заблудилась

    Пошла сегодня гулять в городской лес. Есть такой у нас, приезжаешь на станцию метро "Дубравная", проходишь немножко - и вот тебе лыжная…

  • Сколько это стоит?

    Делать-то мне нечего (якобы, хаха), поэтому посмотрела программу "Поедем, поедим!" Там Джон Уоррен поехал в Исландию. Ну и показывают все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments