margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Алтайские записки. 31 июля

31.07 (воскресенье)



Дождь прошел, сижу в палатке. Вчера не дописала, потому что выключили солнце и я ушла к костру, коптиться. Есть у нас привычка вечером коптиться у костра.
Давайте про сегодня.
День начался со звука пылесоса. Это включился вертолет Ми-8, который стоял на камнях недалеко от нашего лагеря. Вертолет привез випов, которые отдыхали на базе, которая тоже недалеко от нашего лагеря.
Так вот, вечером вчера я его пофоткала (удивительно, но «восьмерку» никто не охранял, когда я подошла к нему, меня никто не окликнул), а сегодня он разбудил нас шумом винтов.

Вертолет вечером. Фото сделано 30 июля. Обратите внимание на Белуху. Солнце село, а она все еще белеет. Видеть это вживую очень удивительно, я только ахать могла.

Мы с Женей проснулись одновременно. Женя, зная мою любовь к авиации, сказала: «Рита, он завелся». И уже через 5 секунд я вылезла из спальника, натянула куртку, схватила фотоаппарат и побежала на берег, откуда каменную площадку с вертолетом видно хорошо (прим. – я реально проснулась только на берегу :)).
Прибежала как раз вовремя, застала момент, когда вертолет взлетел, развернулся на месте и ушел к Белухе.
Сделала пару снимков. Отлично!

Вертолет взлетел

Как выяснилось потом, вертолет слетал к Белухе, к той ее стороне, что к нам повернута. Эта сторона называется «Аккемская стена». Действительно, похоже на стену.
А через некоторое время вертолет пролетел над нашими удивленными головами и взял курс на цивилизацию.
***
19.30 (по местному)
Пообедали. Скоро будет ужин (надеюсь). Собираемся идти в баню. 1200 руб. час. Если идти вчетвером (а мы, девочки, так и сделаем), то получается вполне по-божески. Баня нужна. Надо как-то спасать умирающие мышцы, особенно на ногах.
Обнаружила на ногте синяк. Удивлению нет предела. Никогда такого не видела. Впрочем, это несущественно, все это в цивилизации пройдет.
Я уже не знаю, о чем писать, за что хвататься. Я не поспеваю за событиями. Их слишком много, а перерывов между ними с учетом обедов-ужинов и скрывающегося солнца – ноль.
Ну ладно, попробую охватить сегодняшний день.
Вертолет улетел. Наступил завтрак.
После завтрака мы все как-то притупили. Никто никуда не бежал в спешном порядке. Поэтому я решила помыться. Да-да, помыться. В речке. Она такая горная, холодная, с вкраплениями глины. Мы наблюдали ее рождение у подножия Белухи (прим. – помыться с утра в реке я решила, потому что тогда вопрос с баней был еще не решен, неизвестно было, пойдем мы туда или нет. Дело в том, что народу около базы много, и желающих помыться хватает, поэтому заказывать парную надо заранее, втискиваясь в плотный график. Так что утренняя помывка в реке не была лишней или нелепой).
Вот я взяла шампунь и полотенце и пошла. И стала мыться (прим. – «мытьем» данный процесс назвать сложно. Ибо я, во-первых, сильно не раздевалась, а во-вторых, обтиралась холодной водой, а в реку совала только конечности, да и то строго по одной). Занятие, надо сказать, увлекательное. Вода обжигающе холодная. Зато после помывки стало тепло. Я почти ивановец.
Помылась, постиралась – и пошла собираться.

Жириновский, помнится, собирался сапоги мыть в Индийском океане, а я вот носки в реке стираю. Алтайцы бы не одобрили, конечно, сего поступка, ибо воду они уважают. Но я ж без мыла стирала, с другой стороны, да и тазика у меня с собой не было… Фото сделано 30 июля.

Сегодня мы ходили в Долину семи озер. Она так называется из-за того, что… ну вы догадались :) Два озера пониже (сначала одно, потом другое), а еще пять находятся выше, на одной, можно сказать, «поляне». Посреди поляны бугорок, а вокруг – озера.
Все озера наверху соединяются друг с другом (прим. – кажется соединяются, не берусь утверждать. Там какая-то сложная природная система водосборов и водоотводов…), то, что пониже, питается от висящего на горе ледника (его мы тоже видели), а из него ничего не вытекает (ну это на первый взгляд), а самое нижнее озеро питается из ручья и дает начало другому ручью. Так же и с Аккемским озером и рекой Аккем.
Но вот подъем к озерам, подъем!!!
Вот примерная схема нашего месторасположения:

(прим. – карта нарисована мной, юг – наверху. На орла не обращайте внимания, это не мой фамильный вензель, просто блокнот у меня такой был…)
Лучше бы карту найти, конечно, но хотя бы примерно понятно, кто, откуда и куда.

А вот и карта подоспела. Тут юг и север на месте

Подъем на озера сравним с подъемом на перевал (прим. – а мы шли параллельной дорогой. Помните ту дорогу, с бесконечными кедрами? Ну вот тут было почти то же самое, только в этот раз мы не спускались, а поднимались. Кстати, на самом верху Саша рассказал, что где-то от долины семи озер есть подъем на другой, более сложный перевал. Но его название я не помню, по-моему, какая-то фамилия, в инете не нашла). С учетом оставшихся сил каждый день – подвиг.
Сначала шли берегом Аккемского озера. Везде туристы понатыканы.

Туристы на берегу Аккемского озера. Райончик довольно «бойкий», народу много. Даже трудновато бывает найти место для стоянки. Обратите внимание на воду. В потоке чистая вода смешивается с глиной.

На метеостанции строят то ли дом, то ли лагерь их сендвич-панелей. Строят то ли казахи, то ли буряты (прим. – а может, и алтайцы! Смешно было: у них прям на стройке висел флаг, на нем была изображена октябрятская звездочка с маленьким кудрявым Ленином. Намек мы так и не поняли, но флаг прикольный :)). База МЧС – это цистерна с трубой от буржуйки. На ней нарисован герб МЧС, написано Emercom, а еще красный крест (символ Красного креста) и символ Инь-Янь. Я подобного сочетания символики не поняла, но российский флаг, все дела (прим. – база меня, конечно, просто убила. Я, когда с перевала шла, представляла себе большое светлое здание с оборудованной вертолетной площадкой и вертолетами, кучу народа вокруг. А тут… «вагончик»! Но теперь понимаю: чтобы построить большое светлое здание в горах, надо сильно постараться. Да и зачем? МЧС дежурит только во время сезона, а на осень и зиму они с Аккема все как один выезжают. Оставляют только метеорологов).

База МЧС

И вот около базы подъем вверх. Там кедры, так что лезли по земле, кореньям и камням.

«Лежачий» кедр. Дерево выросло на склоне, а потом, для верности, стало упираться в него ветвями.

Потом кедрам конец, силам тоже – и пошла карликовая береза. Между ней – камни…

Карликовая береза и… что-то еще (что?!)

Воды с собой нет – ибо нет ручьев! Еду в лагере и то готовим из речной воды.
Потом доползли до ручья, напились. Я сначала впереди шла, а потом силы настолько отрубило, что приходилось буквально ложиться. Так и шла: полежу, пойду вверх.

Ручей!

Горы коварны тем, что если не знать маршрут, все время кажется, что вот-вот придешь. Вот за ту горку – и все. А доходишь до горки – там еще одна горка. И еще одна. И еще. А силы все остались уже на первой горке, и где взять еще?!

Горка, еще горка…

После берез и ручьев началось самое интересное – дождь. Холодный-прехолодный, с ветром. Пришлось вытащить из заначки всю одежду и надеть.
Обычно у нас в радиалки (походы без рюкзаков) общие вещи в рюкзаке носит Дима. Но я почему-то думаю, что Дима не ишак, чтобы носить мои вещи, и потому воду и куртку ношу за пазухой. Создается впечатление, что я беременна. Наши ржут, встречные удивляются. Я тоже ржу и радуюсь, что меня не мучает совесть.
В общем, надела я куртку. Стало теплее, но дождь пошел стеной. И стало очень холодно. Так-то было не солнечно (это снизило впечатление от озер, причем сильно!), а теперь стало вообще…
Голову не поднимешь, штаны ветром прибило к ногам, вода с ног стекает в ботинки. Руки в перчатках примерзли к палкам. И только вода за шиворотом плещется привычно и уютно.
Грязи особо не было, видимо, все тут же стекало вниз. Но теперь, идя вверх, нельзя было останавливаться и отдыхать – сразу замерзнешь.

Первое озеро – зеленое

До второго озера мы дошли уже под дождем. Спрятались за огромным камнем, поели «Сникерсов». Это у нас называется перекус: то шоколадка, то кекс, то конфеты.

Второе озеро, под ледником

Потом снова вверх, а дождь уже стеной.
И вот в определенный момент большая часть нашей группы повернула назад. С формулировкой: «мы одеты не по погоде, пойдем назад». И пошли.
А я не пошла. Я просто подумала: «У меня перед уже залит, если я сейчас к дождю повернусь спиной, меня ждет пневмония». А если идти вперед, то там – пять озер…
И я пошла вперед. Одна из семерых…
Опять меня обуял страх. Ну что все. Что я ни вниз не дойду, ни вверх.
Слава богу, идти пришлось недалеко. Пять озер были на месте. И дождь кончился.
Сфоткать все 5 озер нет возможности. Они фактически по кругу расположены. Насколько я смогла рассмотреть, цвет у всех озер разный. Одно зеленоватое, другое бирюзовое, третье – коричневое…
Но особой красоты нет. Так, удивление. (прим. – отсутствие ярких впечатлений, я уверена, связано с тем, что не было солнца. Под солнечными лучами все это смотрелось бы совсем по-другому. Но я вот сейчас смотрю на фото и понимаю, что мне дорог и такой Алтай тоже: мокрых и холодный. А погода там чаще такая, чем солнечная, кстати).

Одно из пяти озер. И дождь!


А потом вниз тем же маршрутом. Вниз идти на-а-амного легче. Правда, после дождя было слегка скользко, особенно на камнях. Ну ничего, справились.
Зато было очень интересно наблюдать, как туча зацепилась за Белуху. Белуха гора высокая, тучу зацепила – и думаю, сделала из дождя снег. Потому что именно над ней туча стала из серой – белой. Ох, не позавидовала я альпинистам: если такое накроет… ужас.

Белуха «обелила» облако

Ручьи и озеро стали полноводнее. Это сразу было заметно после дождя.

Полноводное озеро

До лагеря еле доползла. Пейзаж без вертолета скучнее :)

Улетел и не вернулся :( А горы были СИНИЕ!


Зато на обратном пути увидела, как к реке примешивается глина. И еще заметила несколько вертолетных площадок у озера. И расписание вертолетов отсюда до Горно-Алтайска. Не знаю, по-моему, оно не действует, ибо вертолет не вернулся к вечеру :)

Расписание вертолетов

Пришли в лагерь, сфоткала бурундука. Забавное создание.

Наш «штатный» бурундук. Он к нам часто приходил. Хорошо, что не белочка…

А, еще. На высоте все копали «золотой корень». А я смотрела и думала: «Если все так будут копать, его тут не останется совсем…». Отдельные личности копают мхи, цветущие растения… А Оля вот семена собирает. Она, как истинный лесовод, понимает, что копать – варварство. В нашем климате вряд ли приживется. Хотя, Оля говорит, и семена вряд ли взойдут. Я же считаю, что всему свое место. Алтайским травам и цветам место на Алтае.
Вот тут наши тетеньки говорят: «Здесь так чисто!» Конечно, чисто, если не сорить. А я вот на высоте 2400 м увидела пакет. И бутылку. И очень расстроилась. Потому что там, где люди – там грязь. Жалко Алтай. Он большой. И дикий. Но и его засрут рано или поздно…
Скоро в баню. Про перевал так и не напишу (прим. – во! уже написала, я молодец :).
Сегодня на высоте после дождя был запах веников. Карликовая береза намокла :)
Что ж, до завтра!

Белуха на закате. Фото сделано 30 июля
Tags: Алтай, путешествие, фото
Subscribe

  • Залив с яркими красками

    Бросила сегодня квартиру с уборками и готовками, села на автобус и уехала на Волгу. Река практически полностью оттаяла, лишь в заводях остались снег…

  • От Мишукова - к тягостным размышлениям

    Есть такой артист, зовут его Владимир Мишуков. Очень интересная личность. Он сначала отучился на актера, потом на какое-то время ушел из профессии и…

  • Опять всё дурит

    Фликр на работе не открывается. Дома работает. Флешка в очередной раз заявила, что не видит файлы. Форматнула ее к чертям собачьим. Сайт с киношками…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Залив с яркими красками

    Бросила сегодня квартиру с уборками и готовками, села на автобус и уехала на Волгу. Река практически полностью оттаяла, лишь в заводях остались снег…

  • От Мишукова - к тягостным размышлениям

    Есть такой артист, зовут его Владимир Мишуков. Очень интересная личность. Он сначала отучился на актера, потом на какое-то время ушел из профессии и…

  • Опять всё дурит

    Фликр на работе не открывается. Дома работает. Флешка в очередной раз заявила, что не видит файлы. Форматнула ее к чертям собачьим. Сайт с киношками…