margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8

Алтайские записки. 1 августа. Часть 1

1.08 (понедельник)
Сегодня у Жени день рождения.
И сегодня же мы ходили на Озеро Духов.
А сейчас (вечером), в лучших традициях, идет дождь, причем сильный и затяжной.
Теперь медленно и по порядку.

Проснулась от звука выстрела. Где-то совсем рядом. Подумала, что меня убили, в полудреме стала ощупывать ноги – нет ли где пробоины. Ран и увечий не обнаружила, снова упала в сон.
Потом нас Оля разбудила. Велела мне выбираться из палатки. Я выбралась.
Оказалось, около палатки развешаны воздушные шарики, а еще стоит делегация. Делегация запела песню про день рождения, я тоже. (прим. – делегации, кстати, отдельное спасибо! Тогда было не с руки благодарить, а надо бы. Тащили шарики на себе всю дорогу, героические личности).
А за завтраком был торт. На Женю надели венок из цветочков, очень красивый. В общем, день неплохо начался. А еще был вкусный чай с черносливом (прим. – о черносливе, точнее, о его наличии, позаботилась сама Женя. Тоже тащила его на себе такую даль…).

Венок и торт

У нас с Женькой кликуха – «сиамские близнецы». Мы всегда сидим вместе и едим, а еще внешне похожи. Вот нас и прозвали.
(Чорт, как же сыро в палатке! На Алтае уже осень началась, тут сезон длится один месяц – июль, а в середине августа по ночам идет снег. Так что сейчас, фактически, сентябрь. Видимо, вместе с октябрем).
Утром после тортика собрались, вышли в сторону Белухи. Женя не пошла – решила устроить себе выходной. А я пошла, хотя и понимала, что я самая слабая в группе. «Я же не для того на Алтай приехала, чтоб в палатке сидеть», – подумала. И у меня, кажется, осталось все же чуть-чуть сил…
Сначала маршрут знакомый: до метеостанции, потом МЧС. Берег реки, потом озера: заводи, болотца, ручьи… Идиллия. Кругом туристы: «Здравствуйте, куда идете? Счастливо вам!». Прям как в городе, на Бродвее, ей богу! Собаки бегают, лошади пасутся… Дорога ровная, прямая, ничто ходьбе не препятствует, ну разве что песочек серый рыхлый попадется или кочка.
Я уже разучилась ходить по ровной поверхности. У меня сразу заболела левая нога. Сначала пятка, потом колено. «Ну все», – подумала я. И пошла дальше :)
А дальше начался подъем и «каменный пояс». (прим. – в том месте, куда мы направлялись, в расщелине, зажатой между двух гор по сторонам и Белухой впереди, как рассказал Александр, еще недавно лежал ледник. Он «сползает» с Белухи. Но случилось «глобальное потепление», и это пространство очистилось ото льда. Тем не менее весьма заметно, что там был ледник, потому что рельеф довольно не гладкий: долина вся изрыта ручьями, скопления камней и т.д. Я, когда издалека смотрела на эту расщелину и на сам ледник, который, хоть и уменьшился в размерах, но все равно «сползает», вспомнила почему-то Кармадонское ущелье. Буквально на миг. Слишком уж шаткое равновесие там, где есть горы, ледники и вода. Я на секунду представила себе, как ледник начинает сползать вниз и что происходит с озером… и предпочла тут же перестать об этом думать. Пусть равновесие остается).

Шли дальше. Сначала река, потом озера, потом скопление камней, параллельное Белухе, в том месте, где склоны двух гор сходятся, потом еще одна то ли дельта, то ли заводь, где потоки воды с гор и ледников текут, как им вздумается, смешиваются, снова расходятся…

«Стена»

Потом еще одна «ступенька». Вот на этой ступеньке (долезть до которой по камням довольно-таки тяжело, ибо камни – это сваленные в кучу валуны), стоит часовня. Строение очень красивое, изящное, очень уместно смотрящееся.

Часовня. Белуха – прямо по курсу, в облаках

Я так поняла, построили ее в память о погибших альпинистах. Из Калининграда, кажется. Там был список фамилий прямо на стене.

Еще раз часовня. Белуха – по левую руку. Маленький светлый квадрат на стене –
икона, внизу – список

Здесь был ледник. Вид на первую «Ступеньку» от часовни. Белуха – за спиной

Внутри строения красота. «Прихожая» с двумя лавками по бокам, а во второй половине алтарь. И там икон всяких… великое множество. Разные: и крохотные, и бумажные, и огромные, «настоящие». Видимо, знающие люди приносят их сюда.
На меня благолепие напало. А вид из окон! В одно – в сторону долины, вниз по реке, в другое – в сторону Белухи…

За окном – туристы (не наши) и Белуха

Оказаться в горах в избе – это нечто. Ощущение какой-то очень нереальной реальности: вещественные бревна и нечто невещественное вдали – горы!
(О! Лирическое отступление, пока вспомнила. Мы же вчера ходили в баню! У нас же база отдыха рядом, а там настоящая русская баня! В срубе, с парилкой, с крыльцом. А рядом – прудик. Выходишь с бани голая – и нырк в него! А вода там студеная! Ну я не ныряла, я так, ополоснулась. Хотя ногами зашла, да.
Ох и благодать! И опять это чувство «неожиданной цивилизации». Выходишь из бани на крыльцо – и видишь Белуху, сияющую в закатном свете. Перед закатом гора белая, потом ее частично накрывают тенью соседние горы. А потом вершина ее желтеет и розовеет. Этот краткий миг надо успеть поймать. А потом солнце садится, окружающие горы и деревья превращаются в силуэты, а Белуха продолжает светиться отражаемым ледниками светом. Удивительное зрелище. Фотоаппарат (по крайней мере, мой) не передает эту игру света. Мой фотик воспринимает Белуху… как облако! Настолько она белая…

Белуха поздним вечером. Фото сделано 30 июля

прим. – И смешно, и величественно: выходишь из бани и видишь высочайшую вершину Сибири. Какое-то странное несоответствие между прозой жизни и величием священной горы. С другой стороны – очищение физическое тут же сочетается с очищением духовным… И в часовне, стоящей у подножия Белухи, меня тоже охватило чувство странного, но очень волнующего несоответствия: строение, сделанное руками человеков – и естественная красота природы. И при этом они друг с другом отлично сочетаются, перетекая друг в друга, друг в друга заглядывая…)

Культура и природа слиты воедино

Вернемся к церкви, к чувству священного. Удивительно она устроена! Внутри чисто, но никаких священнослужителей нет. Лежит записка: «Просьба тушить свечи и закрывать дверь на засов». В углу висит огнетушитель.
Знаете, в этой маленькой церкви, к которой люди идут сознательно, забираясь по круче горы, куда больше святости, чем в золоченых храмах, наполненных толстыми попАми и вечно ворчащими старухами…

Часовня. Белуха за спиной

Около окна внутри часовни – список погибших на Белухе. Последним идет Еремин (или Еременко) Андрей. Прошу прощения, я плохо помню имя. Но это имя написано на клочке бумажки и просто вложено в рамочку, в которую обрамлен сей скорбный список. Говорят, он, последний в списке альпинистов, погиб под лавиной на Белухе буквально в конце июля… (прим. – 42-летний житель Барнаула Андрей Еремин погиб при восхождении на гору Белуха. Произошло это 3 июля 2011 г.).
Вышли из церкви. Стали решать, идти ли дальше – на Озеро Духов. Саша, наш инструктор, там не был, а потому спросил дорогу у кого-то. Точнее, об условиях подъема. В итоге сказал нам, что подъем долгий, тяжелый и сыпучий. Стали решать, идти от часовни на озеро или возвращаться в лагерь. Единогласно решили, что надо попробовать пойти. А если уж совсем плохо станет, возвернуться.
(прим. – продолжение следует)
Tags: Алтай, отпуск, путешествие

• От Мишукова - к тягостным размышлениям

Есть такой артист, зовут его Владимир Мишуков. Очень интересная личность. Он сначала отучился на актера, потом на какое-то время ушел из профессии и…

• Средневековье здесь и сейчас

Когда я была еще умной тетенькой и читала книжки, одним из моих любимых писателей был Умберто Эко. Он автор "Имени розы", еще кучи книг,…

• Непонятная катапульта

Про инцидент с самолетом Ту-22М3 на аэродроме Шайковка под Калугой. Опять темна водица. Самолет, по заявлениям военных, стоял на земле. Летчики…