И полезли мы вверх. Крупные камни перемежались мелкими. Потом, в лучших традициях, началась карликовая береза.
Кто найдет на фотке часовню – тому пирожок! Ну мы и полазить вверх, однако…
Мне почему-то плохо становится на определенной высоте. Я залезла уже на три горы, и каждый раз на одной и той же высоте у меня отключалось дыхание и начинало колотиться сердце. Поднимаешься выше – легчает. Можешь залезать на кочки и лазить по скалам. Это меня удивляет. То ли акклиматизация так проходит, то ли усталость на маршруте так накладывается – кто знает…
Всю дорогу нас сопровождали своим писком уже знакомые нам зверьки. Мало того, мы неоднократно наблюдали, как они греются на солнце, вальяжно лежа на камнях, бегают в норы, таскают листики… К одному такому я подошла почти вплотную, он никак не хотел меня замечать. С видимой неохотой спрятался в нору. Забавные они. Кричат друг другу: «Засада!!!».
Лежит. Греется. До меня не более полутора метров. Смелый, однако!
(прим. – Как-то я очень спокойно в этот раз написала про подъем. Видимо, к тому времени уже надоело говорить, что лезть наверх тяжело. Теперь напишу: было тяжело. Сыпухи там нет, зато камней много. Камни, покрытые мхом, просто камни, камни с площадками земли вокруг. Довольно крупные камни. После камней – достаточно большое и пологое «поле» – покрытое травой, мхами и кустарниками пространство. Ну как пологое… Все равно уж вверх идти, по уклону… Точнее, там некое подобие холмов – сначала вверх, потом спуск небольшой – ложбинка, потом снова чуть вверх, потом вниз к ручью – и от ручья резкий подъем к большим камням.
«Поле». Посередине – холмик, за ним еще поле. В самом низу фотографии – ручей. Озеро духов – за спиной, наверху. Белуха – слева, спряталась за соседней горой.
Я по пути сломала солнечные очки. Они лежали в общем рюкзаке вместе с моей водой. Уговорил меня Димасик вещи отдать в общий рюкзак. (Просто кончились силы, если честно. Надо было либо стоять со своими вещами внизу, либо отдать их Диме и тащиться наверх). Сложила в рюкзак куртку, воду и очки. В итоге очки сломались, куртку вскорости я забрала – пошел дождь. А вода так и ходила с Димасиком, а потом с АлександЕром, который как-то элегантно отжал мою бутылку. А я потом скакала по камням, как сайгак, искала ручеек среди камней и пила из него. Очень романтично, кстати, пить из ручья, который прячется под камнями и мхом. Одно из ярких впечатлений: сошла с тропы и нашла среди камней ручей… Очередной подарок).
Перешли пару ручьев. Залезли по тропке и камням. Никакой сыпухи не встретили. А потом (в очередной раз!) встали перед вертикальной стеной. Только теперь она была не вдоль, а поперек. То есть на нее надо было лезть. (прим. – ну, я опять слегка преувеличиваю. Не стена, конечно, просто очень высокая груда камней. Огромных. Именно эти камни держат площадку, на которой покоится озеро. Их бы не было, и озеро утекло бы вниз)
И полезли. Положили палочки лыжные аккуратно внизу и полезли вверх, цепляясь руками и ногами.
Я обнаружила, что, в принципе, я неплохой скалолаз. На горизонтальных камнях я теряю направление и равновесие, а камни вертикальные рождают во мне нездоровый кураж. Думается, в прошлой жизни я была козой. Горной.
(Сижу у костра, народ отвлекает разговорами. До этого шел дождь (сейчас перестал), и я сидела в палатке. Женя жаловалась на жизнь (ну и др ей достался!), а Оля рассказывала про путешествие на Байкал.
Сижу на Алтае и хочу на Камчатку. Тут типа уже освоенная территория…).
Ну, значит, залезли мы на стенку. И открылся нам вид на Озеро Духов. Вид, надо сказать, величественный. Дальняя от нас половина берега озера – это как раз сыпуха, которая скатывается со склона горы. На горе ледник. С той же горы, с высоты, срывается с ревом ручей. Срывается довольно стремительно. Но в озеро, как это ни странно, не впадает. По крайней мере, явно. Может, просачивается сквозь камни. А может и не может. От этого ручья, если дует ветер, на озеро сыпется своеобразный «дождь». Горизонтальный дождь… Цвет воды – бирюзовый. Прозрачная. Наконец-то! Настоящее горное озеро, без глины, тины и прочих радостей. Красота! Но сфоткать целиком нереально, даже если бегать по берегам и подниматься выше. Целиком я его с перевала сфоткала (это такое маленькое бирюзовое пятно на горе…).
Озеро, сыпуха, ручей наверху, вершина горы с ледником)
Вот, бирюзовая вода (я в это время, кажись, на камне стояла и балансировала, и имела все шансы в эту воду улькнуть :)
А вид на горы от озера – Боже! Не хотелось уходить.
Вид от озера. На тех горах – Долина семи озер и перевал Кара Тюрек.
(прим. – рассказ требует примечаний, простите, что вмешиваюсь. Мы на озеро это шли с опаской. Потому что в памятке, которую нам дала Ирина еще в поезде (я писала об этом), говорилось, что с этим озером связаны нехорошие легенды. Мол, раньше туда народ не ходил, потому что людям там мерещились зеленые духи, а после посещений у них голова болела, а некоторые даже умирали. И якобы потом оказалось, что в этом озере высокое содержание ртути. И появление «духов» – это ядовитые испарения, которые могли убить визитеров. И вот мы на этом озере стояли и тряслись. Мне честно было страшновато. Если бы духи появились, я бы, наверное, кубарем скатилась с горы.
Однако потом эти опасения не помешали мне вдоволь полазить по доступным берегам озера. Я все пыталась найти ракурс, с которого можно было бы сфоткать бирюзовый цвет воды. Глазом его видно, а вот чтоб на фотик взять, надо стараться. И тут как раз выглянуло солнце, народ пошел купаться… В общем, пока народ купался, я лазила. И пока я лазила, мои опасения насчет ртути как-то притупились. Ну подумаешь, помру, подумала я. Зато до озера добралась, и оно намного красивее, чем те семь, на которые мы ходили накануне (хотя, повторю, если бы и там было солнце, то было бы чудесно!).
А потом я еще села и спокойно посидела на берегу. У меня какая-то такая болезненная активность иногда проявлялась: мы приходим на место, а я, вместо того, чтобы посидеть и насладиться, бегала кругами, снимала, пробовала на зуб… Это, конечно, тоже надо, фотки, память, все такое, однако же и расслабляться, проникаться атмосферой тоже нужно.
Проблема некоторых туристов в том, что они бегут куда-то, прибегают, смотрят одним глазом – и им уже надо бежать обратно. Типа «галочку поставил», что тут был, и все. А я так не могу. Мне надо ПОБЫТЬ в том месте, куда я иду в течение пары-тройки часов. А побыть – это в том числе спокойно, не фоткая, посидеть. Посмотреть. Подумать.
И вот на Озере Духов мне удалось в это состояние впасть. Я не думала больше про ртуть. Мне не хотелось есть и пить, у меня не болели ноги. Я сделала все фотки, какие хотела. И вот я просто села на берегу, спиной к сыпной горной стене и лицом к горам, на которых были вчера и позавчера – и стала смотреть. На нашем озере все еще было солнечно и ярко, а по соседней горе ползли тени облаков, но не сплошные, а такие… барашковые. Летние облака…
Ой, какое же на меня напало спокойствие! Его словами не описать. Это такое спокойствие, когда сидишь одна на горе, которую видишь в первый раз, знаешь, что большая часть группы уже ушла отсюда и ты вообще фактически одна… Горы, облака, озеро. Ты одна такая в шапочке… Одна и не в истерике от этого факта. И не страшно тебе нифига, потому что знаешь, что щас встанешь и пойдешь вслед за остальными…
В общем, я так думаю, я бы так и осталась там сидеть, в своем спокойствии. Ну ведь нет, не получится так… Гром прогремел. Натуральный. Громкий такой).
Спускались с горы под грохот грома. Акустика хорошая, было страшно. Но ливня не было. Хотя того, что прошло, хватило, чтобы камни стали скользить.
Все, темно стало и ужин.
(прим. – опять дополню рассказ. На горе загремел гром. «Отскочил» от склонов, и на миг показалось, что горы рычат. Громкий, гулкий звук. Понятно было, что надо было уходить.
А я же «умная Маша». На гряду камней я поднялась, а где тропа – не запомнила. И вот стою я наверху, передо мной гряда камней, уходящая вниз, шириной метров 300. Где спуск? Ага, я знаю, скажете: там, где пирамидки из камней. Квест. Ага. Пирамидки там повсюду. Их просто так туристы строили, от радости бытия.
В общем, я полезла вниз там, где полезлось. Палок нет, руки свободны, ноги вроде работают. Балансировала всем телом, держалась руками, переставляла ноги. Очень скоро я поняла, что нифига я не по тропе спускаюсь. Три камня лежали друг на друге так, что их совершенно никак было не пролезть. Пришлось петлять. Лезть между двумя другими камнями, потом залезать на высокий, спускаться на низкий… А потом под моей ногой зашатался здоровенный валун. Мол, что ты тревожишь меня, сумасшедшая? Нет тут тропы, не ходят здесь люди! Иди ищи своих… И я решила все же ближе к тропе перебраться. Ну… К концу спуска я вышла на тропу :)
Спустилась к ручью. Внизу стоит Алина. И добрым, нежным голосом говорит мне: «Деточка, а где твои палочки лыжные?!». Я не помню, вроде я не материлась (надеюсь)… Развернулась налево кругом – и пошла обратно в гору. По тропе. За палками. Которые стояли под камнями, с которых я только что так удачно с риском для жизни спустилась… Кое как нашла палки. Слава богу, вообще нашла серые алюминиевые палки на фоне серых скал!
Потом спустилась обратно, к ручью, перешла через него и пошла на поле. Отошла от Алины на довольно далекое расстояние, и вновь услышала гром.
И тут мне опять стало страшно. Я вообще грозы боюсь примерно так же, как собак – то есть панически. А встретить грозу на высоте, с ЖЕЛЕЗНЫМИ палками в руках, да еще НА ПОЛЕ – это какой-то экстрим прям для меня.
Поэтому поле я прошла очень быстро :) На спуске со здоровыми, с меня ростом, камнями, подальше от грома и надвигавшегося дождя, почувствовала себя лучше. Тем более что меня там встретили Саша, Стас и Эльдар. С ними было спокойнее, так и шли обратно. Я их уговаривала оставить меня у МЧСников, а они подло ржали над моей любовью к людям в форме :)
Уже почти в конце подъема услышали звук вертолета. Но я только мельком из-за горы увидела довольно большой аппарат (Ми-8 или даже Ми-26). Он развернулся и улетел к Тюнгуру. Я загрустила. Шанс встретить вертолетчиков опять был равен нулю…
Вот так вот, с шутками и прибаутками, спустились сначала к часовне, а потом уже и ниже, и ушли от подножия Белухи.
Меня весь день любопытство разбирало: я бы с большим удовольствием «прогулялась» бы еще на ледник у Белухи (есть и такой маршрут), однако наше путешествие подобных прогулок не предусматривало. Так что на ледник посмотрели издали.
Потом, когда подходили к лагерю, увидели «местных», таскающих стройматериалы на базу. Я предположила, что доски и бруски привез вертолет. Наверное, и не садился, просто сгрузил все, развернулся – и улетел. В общем, вертолетов мы больше не видели.
А еще потом выяснилось, что от отравления ртутью умереть нам не суждено. Потому что Ирина перепутала озера, и наше Озеро Духов – не то, что со ртутью, просто, как кто-то сказал, «у них тут все озера – то лесных духов, то горных» :) Так чтоб жить будем, дай бог :)