margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Алтайские записки. 5 и 6 августа. Часть 1





5.08 (пятница).
Пипец, условия в поезде хуже, чем в палатке. Свет отрубили, все трясется. Я еду в «купе» с тремя мальчиками: Эльдар, Стас и Дима. Кто покупал билеты?! Я должна была в ту сторону с ними ехать, но с Олей поменялась… (прим. – «купе» – это отделение в плацкартном вагоне…).
Женька с понтом едет в настоящем купе, и у нее вся наша еда. Сегодня я к ней в темноте через 3 вагона не пошла. Завтра пойду.
Организм проходит обратную акклиматизацию. Дается она ему нелегко.
Вот и все, что меня беспокоит.
Выехали сегодня из Тюнгура в 5 утра по местному времени. Встали в 3 утра, а угомонились только в полночь. Так что ощущения те еще.
В темноте, с фонариками, позавтракали, собрали рюкзаки и палатки и в темноте же, с фонариками, перешли висячий мост. Он похож на американский, такой есть то ли в Нью-Йорке, то ли в Сан-Франциско. Такой, с двумя опорами и канатами натянутыми. Когда по нему идешь, он раскачивается. А половина бревен на нем гнилые. Не видно было нихрена, я фактически ногами щупала, куда шла.

Мост в Тюнгуре


Досочки на мосту около Кучерлы. В Тюнгуре, я думаю, примерно то же

Мальчики рассказали, что была одна девочка в одном из походов, которая наотрез отказалась этот мост переходить, ее чуть ли не на руках переносили.
Перешли, сели в автобус, поехали.
А продолжение я напишу завтра, ибо очень хочу спать…
 
 
6.08 (суббота)
Только благодаря своим записям не теряю счет дней. Календаря нет, телефона нет.
Поезд чертовски мотает. Ночью вообще думала, что слечу с верхней полки. И каждый раз, когда он тормозит, мне кажется, что он сошел с рельсов. Либо рельсы кривые, либо поезд псих.
Была у Женьки. Там цивилизация, не так мотает.
Местная пыль от постельного белья меня доконает. После чистого горного воздуха это просто какой-то адъ.
И так еще день и целое утро. В Агрыз приедем только в 10.50 по Москве – а это уже полдня по Барнаулу.
Про вчера.
Сели мы в автобус в темноте. И стали ехать. Автобус большой, на 50 человек, а нас всего 16. Рюкзаки и палки в багажнике, весь салон наш. Разбрелись все, расселись каждый на 2 сиденья, вещи разбросали.
(Димасик отжал у меня блокнот и стал читать. С конца. Странное ощущение у меня появилось. Будто кто-то в душу влез. А потом почудилось, будто я в кабинете у главреда сижу, и он щас дочитает – и надо будет спорить, спорить, потом драться… Фу!
Сбил меня с мысли окончательно).
Да, ехали мы в большом автобусе. Мало того, что мы отвыкли от цивилизации как таковой, и звук мотора, запах гари и мягкие сиденья показались нам чем-то вообще запредельным, так еще чувствовался явный, откровенный контраст с «Газелькой», на которой мы ехали в Тюнгур. Теперь мы ехали не со скоростью 120 км/ч по каким-то сельским проселкам в горах, теперь мы «тащились» 90 км/ч по цивильной асфальтированной дороге. Часов через несколько свернули на Чуйский тракт (я так поняла, что это федеральная трасса М-52, ведущая… то ли в Монголию, то ли в Китай). (прим. – из Интернета: «Федеральная автомобильная дорога М-52 «Чуйский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск − Бийск — Ташанта − государственная граница с Монголией»).

Выехали из Тюнгура. Темнота знатная!


Единственный рассвет, который я видела на Алтае. Зрелище прекрасное. Фотоаппарат его передает далеко не в полной мере


Просыпающиеся горы


На пункте погранконроля нас встретил туман. Защел пограничник, проверил у всех, кроме меня, паспорта. Меня то ли не заметил (я сидела на сером сиденьи в серой куртке), то ли что. Так что я вполне официально осталась на Алтае :)

Сначала ехали молча. За окном плыли горные пейзажи. Горы становились все ниже, пейзажи цивилизованнее, населенные пункты – крупнее.

Я думала, такие картины только в книжках бывают…


На Алтае легко ориентироваться :) Всего каких-то 300 км – и вы на месте :)

Деревня Кучерла и поселок Тюнгур, затерянные глубоко в горах, конечно, цивилизацией не блещут. Им и не положено, строго говоря – они ведь удаленные, труднодоступные и т.д. Тем не менее там есть школа, детсад, телефон, магазин. Но чувства рождаются двоякие. Как представишь, что живешь там круглый год, мысль сначала натыкается на героизм местных жителей и их умение как-то выживать в суровых условиях гор, а потом скатывается на скуку, безысходность и – как следствие – пьянство. Судя по рассказам, на алтайцев алкоголь действует так же, как на чукчей. Как выразился наш водитель, рассказавший, как один из местных вымогал у него деньги на водку или пиво, «они дуреют».
А вообще не надо судить об алтайцах по этому моменту, они для меня остались людьми непонятными (прим. – один Петр чего стоит!). Точнее, я вообще не могу себе представить, как они живут. У них весна и лето укладываются в 2 месяца. За это время им надо заработать как-то на пропитание. Возят туристов, таскают грузы, строят базы отдыха. А потом зима. Суровая, бывает и -40. И что и как делать в это время в горах?! Сидеть в избе и делать поделки из кедра?…
Но вернемся на тракт. Постепенно пейзажи и мирный сон в мягких креслах начали народу надоедать. А еще поели в придорожном кафе чебуреков и сосисок в тесте, так душа вообще запросила праздника. Стали донимать водителя вопросами: что да как. Он сначала рассказывал, куда ездил, что видел. А мужчина интересный: у него два больших автобуса, он постоянно мотается на них на большие расстояния.
(Мальчишки думают, что им купить: рацию, планшетник или сразу ноутбук. Реклама, попавшая человеку в руки после недельного пребывания на высоте более 1,5 тыс. метров, бьет прямо в цель. Надо взять на заметку :)
Вот. Человек мотается взад-вперед по родному краю, Знает и любит не только дороги, но и места, к которым они ведут. Краевед, можно сказать. И вот он стал нам рассказывать, где, что да как. А потом и говорит: «Да что, я вам сейчас кино покажу». Нашел и включил диск, точнее, два.
Первый диск мне не понравился – слишком затянуто. Фильм на 1,5 часа, типа документальный, про дяденьку-фотографа из Москвы. Фамилия, кажется, Петров (прим. – Виктор Петров). Основное содержание пересказывается за 5 минут: жил-был дядя в Москве, известный фотограф. Ездил в командировки по стране, снимал, издавал книги. В одну из поездок побывал на Алтае. А через пару лет понял, что хочет там жить. В одном алтайском селе (названия я, конечно же, не помню!) до революции была церковь. Стояла на скале над рекой, красивая, деревянная. После революции ее сожгли (прим. –  село называется Чемал. Церковь находится на острове Патмос). И вот дядя Петров из Москвы решил церковь восстановить. Продал фотоаппаратуру, 3-комнатную квартиру в Москве, взял жену и уехал в эту деревню жить. И стал строить. Нашел старые фотки церкви, на их основе разработал и утвердил проект… А там 90-е годы, деньги горели только так. И местные поначалу собак ему травили, машины жгли. В общем, пришлось ему тяжело.
А потом все втянулись. Дядя параллельно для детей воскресную школу открыл. А чтобы людям было легче через реку в церковь ходить, построил мост. Подвесной, как это модно на Алтае (по-другому строить нереально: реки бурные + лед весной срежет любые опоры).
А построенную церковь Петров передал Барнаульской епархии, ее освятили – и теперь это местная достопримечательность и место паломничества. А дяденька, получается, меценат, просветитель и «дауншифтер» (уж простите за ругательное слово…). (прим. – подробнее об этом можно почитать, например, здесь: http://altaika.narod.ru/mesta-sily/index.html).


Церковь и мост в Чамале (фото не мое, естественно, я там не была:)

А я пока фильм смотрела, вспомнила часовню у Белухи. Ее же тоже кто-то строил. Как, интересно…
Вот. А второй фильм был про Чуйский тракт. Про то, как его строили и перестраивали. Логика изложения такая: выезжаем из Бийска – и едем в Монголию или в Китай или куда он там ведет (прим. – стало быть, в Монголию). И рассказ, где, на каком километре достопримечательности, куда какой поворот ведет и т.д.
Показали, как люди по реке Катунь сплавляются, как прыгают по порогам, визжа и размахивая веслами. Мы с Женей дружно решили, что на сплав на Алтае – никогда. Не надо нам «общения и единения с природой», которое заканчивается табличкой на камне на тропе: «Погиб(ла) на сплаве на реке такой-то такого-то числа». На Кучерле и на Аккеме мы на это дело насмотрелись. Ну и вообще, сплав, я считаю, вообще не моя стихия.

«…трагически погиб на реке Кучерла…». В первый же день похода мы это увидели.

Фактически нам весь Алтай вкратце показали.
(продолжение следует)
Tags: Алтай, путешествие, фото
Subscribe

  • А дома их не оказалось...

    Давненько уже съездили с подругой в Семрук. Атмосферное, однако, место. Обычно любители "Чужестранки", которые живут в Шотландии и фоткают…

  • В лесу заблудилась

    Пошла сегодня гулять в городской лес. Есть такой у нас, приезжаешь на станцию метро "Дубравная", проходишь немножко - и вот тебе лыжная…

  • Сколько это стоит?

    Делать-то мне нечего (якобы, хаха), поэтому посмотрела программу "Поедем, поедим!" Там Джон Уоррен поехал в Исландию. Ну и показывают все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments