margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Сплошное окультуривание

Это тот случай, когда я бы настоятельно рекомендовала обратить внимание на мою запись. Ибо, как мне кажется, то, о чем я напишу, достойно внимания. Мне кажется, мы благодаря Жуже откопали в Казани культурный клад.
В субботу ходили на спектакль Королевского национального театра. Здесь, у нас, в столице славного Татарстана. Это возможно благодаря тому, что в кинотеатре "Гранд Синема", что в "Сувар плазе" спектакли ведущих британских театров показывают на большом экране, как кино. Стоит это сравнительно недешево - 450 рублей, но, согласитесь, если сравнить эти расходы со стоимостью билетов в Лондон и собственно в театр, получается, что мы даже существенно выгадали :) Спектаклей и сеансов целая куча, и показывать их будут до июня следующего года, так что пропустить такое нереально!
Подробнее с проектом "Театральный киносезон" можно ознакомиться здесь: http://www.coolconnections.ru/ru/projects/286
Ну а теперь о спектакле. Мы смотрели "Франкенштейна", постановку Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербетчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Примечательно то, что есть две версии спектакля: в одной "создание" играет Беня, а в другой - Ли Миллер. Обе есть в расписании кказанских киносеансов. Мы смотрели версию, в которой "созданием" был Ли Миллер.
Большой экран создает ощущение присутствия в театре и в то же время дает все преимущества телетрансляции: крупные планы, взгляд сверху, сбоку... Я так полагаю, режиссер спектакля, являясь и киношником, спланировал съемку спектакля так, чтобы его было интересно смотреть на экране. Даже если это был не Дэнни Бойл, первый поклон мы, как зрители, должны отвесить тому, кто этот спектакль снимал. Потому что сделано это было на высшем уровне.
Поражает воображение сам театр, его техническое оснащение. Вращающаяся сцена, из-под которой в нужные моменты выплывает декорация, световые инсталляции, отличный звук, льющаяся, будто с небес, вода - все это выглядит как нечто простое и само собой разумеющееся, но если задуматься, то осознаешь, насколько сложно все это устроено. В то же время наблюдается удивительная лаконичность декораций - и при этом тем сильнее их способность помещать зрителя в специфический мир. То же самое - в гриме и костюмах.
Очень-очень-очень зачетное музыкальное оформление спектакля! Оно было написано специально группой Underworld. Мне особенно понравились те части, где изображается индустриализация Англии (на сцену при этом выезжает по рельсам паровоз!) и та часть, где "создание", сбежавше от своего создателя, впервые видит рассвет и... офигевает. Я сама, если честно, от этой музыки впала в транс.
Отточенность деталей. Ни одного лишнего движения, никакой суеты и излишней наигранности, никакого заламывания рук и воя. Только то, что передает содержание. А оно, стоит это отметить, судя по всему, очень близко подогнанно к оригиналу - книге Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Я, к своему стыду, не читала и не смотрела ничего про историю Франкенштейна и его "монстра", а потому история была для меня интересной, я смотрела ее незамыленным взглядом и не вопила на каждой сцене: "А тут было не так!"
Конечно, стоит рассыпаться в похвалах к исполнителю главной роли. В версии, которую мы видели, Ли Миллер в роли "создания", конечно, Беню переиграл. Но он и должен был! С внешностью трупа, вскрытого и нашпигованного жизнью (чему помогает весьма лаконичный грим), он изображает существо, обнаружившее себя среди безумного мира и ищущее свое место в нем весьма своеобразными способами: убивая и калеча тех, кто пытается ему помочь. "Твоя логика ущербна!" - говорит ему создатель, но в то же время сам ничего не может противопроставить этой убийственной во всех смыслах логике... Они стоят друг друга, и недаром режиссер периодически меняет их исполнителей местами - в этом тоже есть смысл :)
С точки зрения физического воплощения "существо" похоже на больного ДЦП человека: говорит с трудом, двигается поначалу тоже с трудом. Но в этом изображении нет ничего издевательского, оно лишь подчеркивает специфическую природу "создания", его инородность этом миру, его физиологическую парадоксальность. Роль определенно очень сложная для исполнения, как физически, так и психологически. Ведь мы должны этого персонажа не столько жалеть, сколько бояться. И к концу спектакля, не скрою, жуть накрывает с головой, как ни пытаешься сказать себе, что это всего лишь спектакль, да еще и показываемый в кино... Замирали и замолкали мы точно так же, как и английские зрители. И смеялись почти в тех же местах, где и они. Даже попкорном никто не чавкал, правда, одна дура умудрилась-таки пару раз поговорить по телефону (я удивляюсь таким людям!)
Много параллелей, отсылок, тем. Например, всю семью Виктора Франкенштейна, того самого "создателя", играют чернокожие актеры. И только он, по сути, такой же изгой в семье, как и его "создание" в мире, - белый. Тут нет расизма, тут есть смысл (это заметила Жужа, до меня бы не доперло, если честно).
Конечно же, на первом плане и вопросы этики. Но они не выпирают из-за длинных диалогов-рассуждений, а выплывают к зрителям в процессе повествования. Создание и его создатель, жизнь и смерть, воскрешение мертвых (неужали нельзя другим способом делать людей, он же известен?) и даже проблема апокалиписиса (если бы Виктор Франкенштейн сделал для своего "создания" невесту, они бы смогли размножаться...). Обо всем этом говорится буквально парой фраз, событийно, даже с юмором, но постепенно до каждого зрителя начинает доходить вся серьезность этих проблем. А еще Любовь, Одиночество, Образованность без души, урбанизация, душащая природу, человеческая жестокость, Судьба... Этот коктейль толкает сюжет вперед и в то же время заставляет задуматься: кто мы? Что мы создаем? Каковы последствия? Как жить в мире без любви и смысла? И т.д. И т.п.
Конечно, детей водить на этот спектакль не стоит, на нем гриф 18+.
Франкенштейн_znamyuzl.ru.jpg
***
Ну а теперь о том, кто кем кому приходится (обожаю такие штуки раскапывать!)
Дэнни Бойл - режиссер, снявший атмосферное "Пекло", романтического "Миллионера из трущоб", мозговзрывающий "Транс" и поставивший церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне (помните, помните как там деревенская Англия превращалась в безжизенный оплот капитализма? Я до сих пор помню этот, не побоюсь этого слова, спектакль! Там тоже были паровозы...).
Беню (Бенедикта Камбербетча) мы и так прекрасно знаем, его заслуги у нас уже в зубах навязли.
Джонни Ли Миллер имеет очень знакомое лицо, узнаваемое даже под гримом "существа". Но, почитав о нем в Википедии, я поняла, что не видела его фильмов. Зато я его знаю по анонсу сериала "Элементарно", где он играл... Шерлока Холмса (а Ватсоном там была китаянка Люси Лью). Беня и он за роли в спектакле "Франкенштейн" получили премию Лоуренса Оливье (который когда-то этим театром руководил).
Жужа утверждает, что знает Карла Джонсона ("слепого старика"), он играл то ли в "Гарри Поттере", то ли еще где. Мне лицо смутно знакомо, но не более. Вероятно, я тоже где-нибудь его видела.
Джордж Харрис, сыгравший отца Виктора Франкенштейна, тоже засветился в кино. Лично я знаю его по фильму "Переводчица", а Жужа - по роли Кингсли Брудствера в том же "Гарри Поттере".
Наоми Харрис, не являясь родственницей Джорджа, нам не чужая. Она - та самая Тиа Далма из "Пиратов Карибского моря". Я считаю ее очень хорошей актрисой, если что. Во "Франкенштейне" она играла невесту Виктора.
В общем, прекрасный режиссер, прекрасный актерский состав, зачетная музыка и театр с суперскими декорациями - это залог успеха. Еще и мы, зрители хорошие (скажем так вот скромно :)

Короче, о чем я? Да о том, что, несмотря на то, что все это категорически нигде не рекламируют, надо идти и смотреть! Потому что это чудесно, потому что у нас такое и ТАК не показывают, да и вообще, что мы видим в этой жизни, кроме серых будней! Надо окультуриваться!
***
А под занавес выходных я еще и про почтальона кино посмотрела ("Белые ночи Алексея Тряпицына"). Мне понравилось. Но, чтобы написать что-то осмысленное, надо его еще раз посмотреть.
Tags: Казань, культура, размышлизмы, театр
Subscribe

  • От Мишукова - к тягостным размышлениям

    Есть такой артист, зовут его Владимир Мишуков. Очень интересная личность. Он сначала отучился на актера, потом на какое-то время ушел из профессии и…

  • Опять всё дурит

    Фликр на работе не открывается. Дома работает. Флешка в очередной раз заявила, что не видит файлы. Форматнула ее к чертям собачьим. Сайт с киношками…

  • Запомните этот твит

    Сегодня мне впервые стало жарко вечером в полузимнем тулупе. Значит, потеплело. Значит, весна. Значит, надо че-то полегче надевать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments