margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Голова крУгом, или Бёрдман и другие приключения

С утра не завелась машина. Этот факт привел меня в состояние неимоверного бешенства. Только эта железка может настолько категорически вывести меня из себя. Даже людям так не удается.
Он заводился позавчера и вчера. Он прогревался ночью. Но с утра ему, видимо, не захотелось на работу...
Я понимаю, что проблему надо решать, причем кардинально. Но, когда я начинаю думать об этом, понимаю, что для этого нужны деньги, а главное - время, которого у меня в последнее время как-то мало.
У "нехватки времени" есть причины субъективные. Например, мой мозг стал как-то совсем медленно работать. И, когда ритм жизни убыстряется, начинают происходить какие-то события, он за ними не успевает. А я в последнее время пошла на курсы и стала активнее тусить с подругами. И мозг на все это реагирует в стиле: "Ой, сколько всего! А разве два дня прошло еще только, а не недаля? Раньше же мы меньше дел делали за это время!" Поэтому у меня постоянное ощущение, что я в загоне, что мне нужно куда-то бежать, хотя во время подобной паники я могу сидеть за компом уже три часа или вышивать.
Но причины есть и объективные. Дел, действительно, стало побольше, появляются какие-то планы. Машина вот еще проблем подкинула... То есть есть чем заняться по жизни. И все надо делать, и все мне. Я, как в армии, живу с девизом "Никто, кроме нас". Пора начинать пить "за ВДВ" :)
***
Вчера сходили с Жужей на фильм "Бёрдман". Думаю, мы с ней сошлись во мнениях, но резюме я напишу от своего лица.
Планируя поход в кино и выбирая фильм, я ориентировалась на то, чтобы посмотреть что-то не развлекательное, а стоящее. Блокбастеры поднадоели уже, если честно. Про "Бёрдмана" начиталась в интернетах и на основе отзывов сделала вывод: это либо очень хорошо, либо очень плохо.
Так вот, скажу сразу, для меня это было скорее плохо, чем хорошо.
"Бёрдман" - это фильм-перевертыш.
В нем есть безусловно замечательные шутки, стеб, блестящие моменты, когда зритель замирает и ждет следующего события, следующей реплики. Но есть ужасающие, угнетающие длинноты, когда зритель начинает зевать, болтать, смотреть в телефон и выходить из зала. Эти чисто театральные паузы, видимо, призванные создать атмосферу саспенса, в кино смотрятся и воспринимаются просто удручающе, подавляюще. В некоторый момент они становятся просто бесчеловечными.
Почти с первых кадров фильма я сказала, что оператору надо дать "Оскар". Он действительно стоил того: эта замечательная работа со светом, когда синее лицо героя освещается ярко-оанжевым цветом сигареты, эта игра с фокусом, эти переходы от одной сцены к другой без склейки... Кадры из-за спины, из-за уха актера, горящие анимешные глаза Эммы Стоун в нужный момент, полеты над городом (тут уже надо признать работу со спецэффектами и монтаж). Съемка (которая, безусловно, тоже не обошлась без спецэффектов), когда мы видим актеров, отражающихся в зеркале, а камеру, которая, по идее, стоит прямо напротив зеркала, не видим... Но к середине фильма хочется дать оператору "Оскар" для того, чтобв он ударил сам себя по голове. Ракурсы, когда мы заглядываем практически в ноздри актерам, залезание в чужое лицо (а это ведь большой экран, так что эффект усиливается!), начинает бесить. Хочется отодвинуться подальше вместе с креслом, становится неудобно смотреть на человека с такой близи. Художественный замысел понятен, это стремление прилепиться к человеку, увидеть мир его глазами и буквально препарировать его эмоции, но, блин, противно же! Затем, благодаря блестящей работе оператора, который как будто ходит по коридорам за героями, начинает тошнить. В буквалньом смысле. Организм говорит: "Хватит! Хватит этих переходов, дверей, закутков и зеркал!" Тоже понятен замысел: душный мир театра, невозможность вырваться из своего окружения, уйти от судьбы - и облегчение приносит только крыша здания, полет, только там есть простор и свобода, но... Блевать в зале кинотеатра - это ведь неудобно!
Актеры хорошие. Майкл Китон, который когда-то был "Бетманом" (кто еще помнит об этом?), постарел, но актерская хватка есть (может быть, даже слишком крепкая). Эдвард Нортон - да стоит ли вообще говорить что-то об этом человеке, он же просто жжет напалмом, а тут роль, которая как будто написана прямо под него. Наоми Уоттс, которая сама принцесса Диана, обольстительница Конг Конга и вообще душка. Эмма Стоун с глазами. И все они стараются, даже выворачиваются наизнанку, вот-вот кишки полезут - а нет. Той же Уоттс я не верю НИКОГДА. Ну есть такие актеры, на которых смотришь - а она слиплись с персонажем, не оторвать. Ты забываешь, что они играют, ты просто смотришь и веришь. А есть актеры, которым каждый раз хочется ударить по лицу и закричать "НЕ ВЕРЮ!" На месте той же Стоун (которая сыграла хорошо) я вообще увидела другую актрису, племянницу Джулии Робертс  - Эмму Робертс. Я не знаю, почему так случилось. Из женщин больше всех понравилась Андреа Райсборо, которая сыграла любовницу главного героя. Как лесная нимфа, ей богу. Но это скорее не от ее игры, а просто от природы, от внешности...
Странная драматургия и психология персонажей. К концу фильма бесят абсолютно все герои. И тоже понимаешь, что так задумано. Только хочется кого-то пожалеть, как нам показывают, что человек-то... не очень. Начинает беситься, ломать мебель и гадить всем вокруг. Посмотрев на всю эту честную компанию, я поняла, что бывают на работе серпентарии похуже, чем у меня. Главный герой, который, наверное, должен вызывать сожаление или сочувствие, вызывает приступы досады. Он стремится вернуть былую славу и самоуважение, но не через съемки в блокбастерах (к которым в "Бёрдмане" все относятся крайне презрительно), а работой в театре (там же все "по-настоящему"!). Но у него ничего не выходит, получается какой-то водевиль. Его партнер по сцене - придурок, актрисы - сексуально озабоченные эгоистки, даже его адвокат слегка не в себе (хотя в данном случае обязательно надо сказать, чуть ли не впервые в жизни Зак Галифианакис играет кого-то без психического заболевания). Кроме того, главного героя преследует призрак былой славы, его альтер-эго, герой его успешных картин - супергерой Бёрдмен. И призывает снова его сыграть и бросить все это дерьмо, этот театр к чертовой матери.
Но ему нужен театр, он же актер. Ему нужны слава на Бродвее и признание "тетки из "Шерлока" (так и не нашла ее имени), как я ее назвала - критикессы, которая росчерком пера может размазать спектакль ("Она выглядит так, как будто бомжа унюхала"). Именно она произносит проникновенные, полные гнева реплики о том, что киношный актер и не актер вовсе, пусть сидит в своих блокбастерах и не суется в театр.
На фоне этой истории режиссер, поддерживаемый сценаристами, стебется над всем, над чем может. Театр показан как сборище эгоистичных, неадекватных людей, заботящихся лишь о том, что у них "премьера на Бродвее". Все их достижения - эфемерны. Личная жизнь главного героя - тоже штамп на штампе: бывшая жена и несчастная, брошенная отцом дочь (конечно же, она от этого слегка наркоманит); любовница, которая заявляет, что беременна, а, нет, оказывается... Раздвоение личности - штамп. Желание покончить жизнь самоубийством - штамп. Желание напиться в момент безысходности - он же, родной. Даже лесбийский поцелуй двух героинь - это просто стеб над штампом. Пистолет (господи!), который появляется на сцене, обязательно выстрелит - штамп. Слава в интернете - штамп. Великий человек, давший путевку в жизнь, - штамп, который в ходе фильма еще и ломается.
Штампы и стеб. Механика фестивального кино. "Смотрите, я стараюсь сделать высокохудожественное, ироничное, даже саркастическое кино. У меня получается? Нет? Ну тогда вот еще немного штампов и стеба".
Черт, я даже написать об этом фильме могу только фигню. Вроде и слова какие-то в голове были, но вот села писать - и ничего хорошего.
Я не могу назвать фильм откровенно плохим. В нем есть и раздумья, и трогательная печаль, и хорошие актеры, и оператор-садист, но нет какой-то целостности, что ли. Как будто набор сценок: вот герой сходит с ума, вот он дерется с другим актером, вот он напился, вот он проявляет нежность к жене и дочери, а вот он уже бежит в трусах по Нью-Йорку... Но одно из другого не вытекает, несмотря на то, что идет в сплошной склейке.
В общем, это хорошо сделано. Но в конечном итоге это плохо. Что и требовалось доказать. (как Достоевский. Вроде великая литература, а читать противно). (вот, чужими словами: Снятый как бы одним длинным кадром, под джаз-фьюжен на заднем плане, с многочисленными цитатами из Макбета, с актерами, которые выворачивают себя наизнанку, – Бердмен, возможно, самое лучшее и самое невыносимое, что мы видели за последние несколько месяцев. Кино получилось не без изъянов, но яркое и намного более тонкое, чем может показаться после прочтения сухих строчек описания сюжета.
http://tv.ua/news/nominanty-na-oskar-2015-film-berdmen-video-68530/)
В следующий раз кино выбирает Жужа. Наверное, мы идем на "Паддингтона". Уж лучше мультики смотреть, господа.
Tags: автомобиль, кино, непазитифф
Subscribe

  • Тихой сапой

    Ползком обрабатываю питерские фотки. Их не так уж и много (ага, ага), но что-то я подрастеряла способность фигачить, как комбайн. То работать надо,…

  • Не помню!

    Читаю свои записи, которые делала несколько лет назад (ЖЖ любезно подсовывает). Так не помню, как писала бОльшую часть из них! Может, я и правда…

  • Все смешалось...

    Смотрю сериал "Открытие ведьм". Временами очень скучно (тогда я разглядываю пейзажи, архитектуру, мебель и костюмы), иногда сюжет все же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments