margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

Categories:

Жив курилка, или Бодрийяра – в массы

Оригинал взят у anonymnus в Жив курилка, или Бодрийяра – в массы
В этот день, всего-то восемь лет назад, он вышел из матрицы, освободился от симуляции - так, наверное, теперь следует называть смерть.



Довелось недавно послушать о Жане нашем Бодрийяре две публичные лекции двух столичных философов. Вот любят они его оба, и заслуги признают, но сетуют, что не в моде он больше, выпал как-то из контекста. Вот Лакан, Фуко, Делез и даже Деррида – это да. А Бодрийяр гремел при жизни громче всех, а как помер, так и все. Бог умер, автор умер, ну и Бодрийяр тоже. Ни учения единого не создал, ни учеников не наплодил, ни даже подражателей. В общем, проходит, дескать, Жан теперь разве что по части истории философии. Ну и широкая аудитория, которая и подпитывала к нему интерес (вопрос кто к кому подпитывал), о нем забыла. Один даже предположил, что мир устал от Бодрийяра, и потому тот покоится теперь с миром, не вызывая былых эмоций и дискуссий.

Может, мир, конечно, и устал (хотя как сказать: в той же Америке не проходит и года без того или иного переиздания Бодрийяра, либо книги о нем, сейчас вот первую биографию сочинили, вернее попытку биографии), но мы-то здесь при чем? У нас переводы Бодрийяра заканчиваются на раннем его периоде, еще до того как Бодрийяр стал тем Бодрийяром, которого знает весь остальной мир. Из "позднего" Бодрийяра есть только не самая удачная "Прозрачность зла" – и все. А где "Фатальные стратегии", где "Идеальное преступление", где "Заговор искусства", где "Интеллект зла", где, в конце концов "Войны в Заливе не было"?

Знаем ли мы Бодрийяра настолько, чтобы говорить о его немодности? Отнюдь. Да, в нулевые мы дозрели до его "Общества потребления" 1970 года издания и даже до "Символического обмена" 1976 года. Все, что там описано, с нами, наконец-то произошло. Но дозрели ли мы до его поздних работ? Вопрос. Впрочем, сейчас мы заворачиваем куда-то в сторону от остального мира, не факт, что дозреем вообще (может и к лучшему?). Но вот до главного его хита 90-х – "Симулякров и симуляции" – похоже, все-таки дозреть успели. Совсем недавно наконец-то официально изданная у нас книга, вызвала ажиотаж.

Почти четыре года назад я сообщал тут о переводе сего знаменитого трактата и перевод этот, пусть и неофициальный, пусть, как выясняется черновой и неполный вызвал необыкновенное брожение в рунете. Он тут же был растащен куда только можно, зацитирован, законспектирован, заспорен и т.д., в общем дорвались. Но все это происходило внутри сети, в виртуальной, в общем-то, реальности (хотя было смешно видеть, как бедные студенты с кандидатами и даже порой профессора ссылались в своих научных работах на "электронный ресурс"). Ну и кто бы посмел сказать тогда о немодности Бодрийяра (ну, по крайней мере, в сети)? Со временем ажиотаж вокруг "Симулякров", конечно, начал спадать. Ресурсы сетевой диаспоры, как назвал ее тот же Бодрийяр, недостаточно мощны. Большая часть тех, кто любит портить глаза мониторами, вычитали "Симулякры" (но все ли переварили?). И вот совсем недавно случилось другое событие: настоящая бумажная книга-таки вышла за пределы сети, все подробности у переводчиков: http://exsistencia.livejournal.com/17320.html

И что вы думаете? Тут же стала бестселлером в своем сегменте. Началась вторая волна ажиотажа. Тираж смели вмиг. В капиталистическом обществе потребления книга умудрилась стать дефицитом. Потребовалась срочная допечатка (давно ли такое случалось с философскими трактатами?)

Пока еще не все обзавелись книгами и, тем более, не все прочитали и переварили. Сейчас только эмоции простых читателей. Реакция офлайн-публики еще предстоит. Надеюсь, что мы не японцы: рассказывают, когда Бодрийяр узнал о том что "Симулякры и симуляция" бестселлер в Японии, то он очень удивился и спросил: а почему оттуда нет вообще никакой реакции? На что ему ответили: японцы все прочитали, все поняли и со всем согласились.
Впрочем, чиновники с официального сайта Года литературы выход "Симулякров" тут же заприметили: https://godliteratury.ru/projects/reiting-prodazj-knig-moskva-falanster
И не преминули поддеть московских интеллектуалов, посещающих культовый магазинчик Фаланстер, за то, что среди них популярна пусть и очень известная, но книжка 1981 года (это еще, слава Богу, чиновники ее не читали и не знали рейтингов других магазинов). Им невдомек, что до Бодрийяра еще надо было дозревать. В той же Америке "Симулякры" издали только в 1996 году, а бестселлером она стала еще позже, только после ряда голливудских фильмов "Шоу Трумана", "Хвост виляет собакой", "Тринадцатый этаж" и, наконец, всем известной "Матрицы".

Мы всегда отстаем от Запада по многим направлениям, так что, возможно, это даже хорошо, что книжку издали только сейчас. Все, о чем пишет Бодрийяр в "Симулякрах", у нас пока еще только складывается, только начинает выставлять себя напоказ. Наиболее прозорливые видели все это и раньше (Пелевин даже книжки писал), но для обычных людей книга оказалась очень актуальной, потому что объясняет многое из того, что происходит именно сейчас (пусть и на примерах 1981 года) – отсюда и популярность. Знать и наше общество теперь дозрело, с чем всех и поздравляю. Хотелось бы верить, что "Симулякры" станут у нас такими же культовыми, как и во всем мире – а чем мы хуже их?

Мне, конечно, скажут, что многие покупают книгу только из-за пресловутой "Матрицы". Согласен, даже могу предположить, что для некоторых эта книга – своего рода фетиш. Теперь каждый может потрогать кусочек Матрицы (один товарищ даже написал, что собирается сделать из книги тайник как у Нео). Сами издатели, кстати, пошли на поводу у этой широкой публики и снабдили книгу большим количеством примечаний для непосвященных.
Ну и что с того? А вдруг после этой книги люди, далекие от современной философии захотят прочесть остального Бодрийяра? Ну а потом и Делеза, Фуко, Дебора? Разве это плохо? Французские философы еще с XVIII века вообще всегда стремились в массы, а не в себя. А уж тот же Бодрийяр – мастер самопиара. Да, он ненавидел массы, но они были ему очень интересны, впрочем, как и он им.

И кто после всего этого скажет, что Бодрийяр не в моде? Совершенно очевидно, откуда все эти разговоры о немодности Бодрийяра: почти 10 лет ничего нового из него не печатали. Лишь многократно переизданные "Символический обмен" и "Прозрачность зла" скромно ютились на полках и в вот наконец-то прорвало. Поэтому ничего удивительного в ажиотаже вокруг нового его издания нет. Изголодался читатель по Бодрийяру. В общем, привет отечественным издателям. Срочно ноги в руки – и ну закупать права у французов на что-нибудь еще бодрийяровское. Благо непереведенных книг у него еще много, и ему есть еще чем удивить русскоязычную публику. Бодрийяр по-прежнему в моде и он живее всех живых.

P.S. Кстати, в том же блоге (см. ссылку выше) сейчас выкладывают "Войны в Заливе не было" – весьма актуальная в свете событий на Украине вещь.
Subscribe

  • Нашлась пропажа

    Помнится, перед чипированием (еще в мае) я писала, что потеряла свой медицинский полис. Он якобы требовался для прививки, я стала его искать по всей…

  • Духота

    Пытаюсь дышать воздухом, которого нет (из-за жаркой погоды). От недостатка кислорода мешки под глазами не синие, как обычно, а черные.

  • Кто победит?

    На улице днем было, по ощущениям, градусов 45. Хотя и обещали +33, плюс палящее солнце в зените (в самый долгий день!), плюс "отапливаемый"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments