margosha_8 (margosha_8) wrote,
margosha_8
margosha_8

I will survive по-марсиански

Да, это свершилось. Я его посмотрела.
Ну что могу сказать? Книга однозначно лучше, хотя и фильм неплох.
В фильме гораздо меньше научных объяснений. Но это и понятно: то, что в книге можно описать, в кино приходится просто показывать, и главный герой не может бесконечно говорить: "Ну вот, сейчас я возьму этот регенератор воздуха - а этот ящик - именно он! - отключу его отсюда и включу здесь. Удивительно, шланг подошел, слава инженерам НАСА, которые делают универсальные шланги". Он же не шизофреник! Уотни и так слишком много говорит в фильме с самим собой. Ну а кем ему еще, бедному, болтать... При этом теряется гениальность героя, тот факт, что он мог самостоятельно продумать довольно сложные технологичные вещи. В этом пафос книги: Уотни ученый, и именно его научный интеллект и масса знаний помогли ему выжить. Ему ведь пришлось решить массу технических проблем! А тут все так просто... В то же время зрителю, не читавшему книгу, вообще иногда будет непонятно, что происходит и зачем это нужно.
С другой стороны, теряются некоторые внутренние диалоги героя, описывающие его мотивацию и психологическое состояние, а также столь замечательные шутки и шуточки, которые так ценны в книге. Нет подтрунивания над собой. Уотни как будто просто проходит квест за квестом, упорно и рационально. Не сомневается, не ищет, не переживает, не устает до ужаса - и практически не боится. Как робот.
Много в фильме показано гораздо проще, чем в книге. Например, книжный Уотни миллион всяких операций проделывает вручную. Ему приходится делать насыпь, чтобы втащить оборудование в ровер! А в кино он нажимает кнопочку и - бжжжж! - умный манипулятор все делает за него... Как будто кто-то заранее знал, что астронавту понадобится грузить вещи в чемоданчик. Все легко и непринужденнно. Совершенно выкинуты все житейские подробности. Они не включили в фильм палатку, вторую комнату ровера - а сколько добрых слов сказано о ней в книге. Уотни в фильме просто едет 3000 км в ровере, и его не скрючивает радикулит. А в книге он думал, как сделать так, чтобы можно было распрямить спину, и для этого придумывает хитроумный план с палаткой.
Замучили меня параллели. Мэтт Деймон похож и на Джека Николсона, и на Леонардо Ди Каприо, и на Бульдога-Харламова. Он ведет видеодневник, как герой "Аватара", он водит ровер, как герои "Армагеддона", он летает в безвоздушном пространстве, как в "Гравитации", и он дофига умный, как герои "Интерстеллара". Только он не спасает мир, он спасает всего лишь себя (ладно, ладно, согласна, в "Гравитации" тоже мир не спасали, но там хоть думали о вечном).
Недоумение вызвал тот факт, что на роль руководителя НАСА призвали актера, сыгравшего в фильме "Тупой и еще тупее". Дважды. Джефф Дэниэл, извините, наверное, у вас много замечательных ролей, но мне вспомнилась именно эта - и ваше лицо стало характеризовать интеллектуальный уровень всего космического агентства... Кстати, то, как показана работа НАСА, меня слегка обескуражило: сидят какие-то непонятные люди в захламленных кабинетах, им говорят: "Можете построить звездолет за три дня?", а они такие - ну нет, не можем, конечно, а им руководитель говорит: "А надо!", и они, как гастарбайтеры: "Зачем ругаешься, насяльника, конечно, построим". И в итоге из ниоткуда что-то появляется - работа инженеров показана как-то смутно и невыразительно.
В книге особо подчеркивалась роль командной игры в космических программах, то, как прорабатывается и просчитывается каждая деталь. А тут пришел лохматый чувак с ноутом, подключил его к суперкомпьютеру (через USB?), сидя на корточках - и вуаля, готов план полета в другую галактику на Марс. Как два пальца!
Тупо выглядит и то, как изобразили исследоватльскую работу. Например, чтобы переоборудовать ровер, Уотни сверлил дыры в его корпусе, а потом проламывал дыру. Нам показывали этот процесс одновременно с двух точек - как это делали в НАСА, и как это делает Уотни. Так вот, Уотни повторял все этапы так же, как и на Земле: сначала пытался продолбить крышу камнем, а потом - собственным весом. Но в книге четко сказано, что в НАСА отрабатывали все варианты процессов для того, чтобы послать астронавту готовый ответ, заведомо рабочий вариант. И ему бы не пришлось на Марсе повторять все ошибки инженеров. Он бы просто следовал инструкции - и все бы у него вышло быстро и эффективно (в случае, если не возникнет форс-мажор, тут бы ему пришлось думать самому). Этот момент сценаристы не учли. Тут я занудствую, конечно, в этой ситуации упускается особенность деятельности космических исследователей: они всегда следуют инструкции от центра (и любят по этому поводу поворчать).
Ну и главный вопрос: где, мать вашу, русские?! Тут у нас с подругой возникла целая парадигма. Она сказала, что на евразийском континенте остались одни китайцы. А в Америке, естетственно, американцы. Типа китайцы русских того... ассимилировали. "Да нет, - сказала я, - русские уже давно собрались и улетели жить на Сириус". "А вот в Лондоне китайцев нет!" - резонно заметила подруга. "Ну да, - ответила я. - Это же остров! Китайцы еще не достроили до него мост из тел мертвых русских" (ага, значит, все-таки ассимилировали...). "Но... там же тоннель через Ла Манш есть!" - еще более резонно ответила подруга. "Там сирийцы живут!" - влепила я. "Жестокие мы..." - подытожила подруга.
С другой стороны, может, и к лучшему, что нет русских. Еще одного пьяного Ваню в космосе я бы просто не вынесла.
Мало было мне самого Марса. Конечно, его романтику пытались показать и с помощью космических снимков, и в общих планах Уотни, сидящего на скалистых холмах... Но, выкинув эпизод с путешествием Уотни через песчанную бурю, они лишили фильм допольнительного драматизма (даже саспенса, я бы сказала), а также не позволили изобразить природу Марса с его кратерами. Он так и остался довольно комфортной долиной с несколькими небольшими горками. Я понимаю, что в земных условиях сложно снимать Марс, но я ведь его уже представила другим, более масштабным. И где он?! Почему мое скудное воображение оказалось ярче, чем работа художников?
Какую-то часть фильма я боялась, что в итоге они размажут марсианина по корпусу космического корабля "Гермес", прилетевшего его спасать. Так сказать - упс, нежданчик вышел. Но, конечно, америкосы на такое не способны. Иначе их НАСА выглядело бы совсем по-идиотски (а куда уж больше?). Да и не в правилах америкосов убивать своих главных героев, должен же быть пафос. Но, я думаю, если бы подобная ситуация складывалась в реальности, то астронавт погиб бы с вероятностью 99,9%. Потому что ловить человека руками в космосе - это просто пальцем в небо.
Финальная песня добила. Это уже просто стеб. Как и тот факт, что выживший на Марсе астронавт пошел преподавать. Ну да, теперь ему реально ничего не страшно, можно и к студиорусам отправляться...
В общем и целом фильм неплохой, но я ждала чудо, ждала, что опять буду мерзнуть и задыхаться вместе с героем - да не вышло. Погружения не произошло, Уотни остался отельно, мои эмоции - отдельно. Так что... рекомендую книгу, как и прежде.
И, думаю, Голливуду надо немножко завязывать с космической темой. Рискуют перекормить зрителя.
И я теперь хочу ровер. Хочуровер, хочуровер!!!! Это был лучший герой этого фильма. Ну и картошечка, конечно.
Tags: "Марсианин", кино, стеб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments